ГАЛИЧАНЕ - ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕЯТЕЛИ

И РАБОТНИКИ КУЛЬТУРЫ

 

 

АВРОРОВА ЗИНАИДА ВЯЧЕСЛАВОВНА

(1891 – 1973)

РЕЖИССЁР, АКТРИСА

 

 

   Зинаида Вячеславовна Авророва (в девичестве Богомолова) родилась в городе Галиче. Во время  I Мировой войны, вплоть до 1918 года, работала сестрой милосердия в военно-санитарном поезде, перевозя раненых с передовой в тыловые госпитали. Начальником поезда был Авроров Алексей Петрович, за которого в 1920 году Зинаида Вячеславовна Богомолова выйдет замуж.

 

После многих лет скитаний семья Авроровых в 1926 году поселилась в Галиче в старинном доме №51 на улице Свободы.  Дом этот был построен по чертежам отца Зинаиды Вячеславовны – Вячеслава Ивановича Богомолова. И получился он на редкость удобным, приноровленным к семье всеми закутками, чуланчиками, чердаком. В кухне – русская печь с лежанкой, в гостиной – камин. Пять комнат и две светёлки, веранда, резные ворота. Из таких живописных, разноликих зданий и состоял Галич в начале CC  века.

 

Всё в этом доме носило отпечаток личности Зинаиды Вячеславовны Авроровой. Уютное кресло. Старинный шкаф. Портрет отца в тяжёлой  раме. Цветы на подоконнике.

 

Всякий раз, стоило появиться гостям, Зинаида Вячеславовна стелила белоснежную скатерть с бахромой. И тут же появлялись особым способом сложенные салфетки, чашки, блюдечки, сухарницы, маслёнки. Кушанья с необычными приправами, изысканными соусами. Сорок рублей пенсии, на которые она жила свои последние годы, не бог весть какие деньги. И, тем не менее, она умела быть гостеприимной и щедрой благодаря тому, что бесподобно владела искусством вести дом.

 

До самой кончины Зинаида Вячеславовна руководила театральным кружком, она была сподвижницей Варвары Николаевны Баженовой, страстной театралкой, составляла каталоги в библиотеке. Дело скромное. Однако присутствие Авроровой в городе всегда ощущалось. По четвергам в её доме собирались юные сотрудницы музея и библиотеки. Вели долгие разговоры о городе, его истории, о театре, о книгах. И надо ли удивляться, что библиотекари, музейные работники, бывшие воспитанники театрального кружка крупицы прежней городской культуры подхватили. И теперь уже  «Музей ремёсел» собирает в Творческой гостиной по четвергам галичан, продолжая дело, начатое Авроровой.

 

Зинаида Вячеславовна Авророва прожила долгую жизнь. Она умерла 31 мая 1973 года на 83 году жизни. Похоронена на городском кладбище г. Галича.

 

 

 

И. Медовой – «Дом»,  часть II, газета «Советская культура», 30.03.1991 г

 

 

 

 

БАЖЕНОВА (КРАСОВСКАЯ)ВАРВАРА НИКОЛАЕВНА

(1882 – 1940)

РЕЖИССЕР,   АКТРИСА

 

 

   Варвара Николаевна Баженова (в девичестве Красовская) была родной сестрой Ф.Н. Красовского. Свою театральную деятельность начала рано. Уже в молодости играла в спектаклях театральной секции. Так до революции назывался Галичский театр. Много играла вместе с Борисом Алексеевым. Очень любила Галичский Народный театр и принимала активное участие в его работе. Для театра общественность города построило специальное здание Зимнего театра (ныне торговый центр «Балчуг») с прекрасным зрительным залом и сценой, оборудованной для постановки как драматических, так и музыкальных спектаклей, с красивым фойе. В 1904 году Борис Сергеевич Алексеев, родной брат Константина Сергеевича Алексеева (Станиславского), основателя и режиссера МХАТа, поставил в Галиче оперетту «Лили». После переворота 1917 года дореволюционный театр практически прекратил свою работу,  труппа распалась.

 

Варвара Николаевна в начале 20-х годов CC века возрождает Народный театр. Прекрасный режиссер и актриса В.Н. Баженова становится руководителем драматического коллектива при Культпросветотделе и ставит спектакли на сцене Дома культуры. «Потонувший колокол», «Дикарь», «Золотая табакерка» и другие, пользующиеся у галичан большим успехом. В театр возвращаются С.Д. Лубенина, К.Д. Петерсон, Г.М. Вальмус, Любимцев и др.

 

Большая творческая дружба связывала Баженову с Ольгой Павловной Алексеевой, женой Бориса Сергеевича Алексеева. Ольга Павловна сама играла на сцене Художественного театра, но с рождением сына оставляет сцену и перебирается жить из  Москвы в село Кабаново Галичского района.

 

В возрождении Народного театра Варваре Николаевне помогают Г.М. Вальмус, З.В. Авророва. Позднее Зинаида Вячеславовна Авророва сама вела театральный кружок.

 

Стараниями Варвары Николаевны Баженовой был возрождён Народный театр города Галича. Этот театр проработал до конца 1941 года.

 

Умерла Варвара Николаевна в 1940 году.  Похоронена в Галиче.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

Ю.Балакин - «Такие люди несли свет», газета «Северная правда», №209, 1991 г., Кострома.

 

 

 

 

БАЙКОВ АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ

(1950 – 1983)

СОЗДАТЕЛЬ И РЕЖИССЁР НАРОДНОГО ТЕАТРА «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»
на БАМе

 

 

     На городском кладбище г. Чухломы, рядом с могилой известного драматурга 19 века Катенина (о нем упоминал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»: «Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый») стоит обелиск в виде горящего факела. Его установили ребята из прославленной строительной бригады БАМа, Героя Социалистического труда Александра Бондаря. Под обелиском покоится замечательный человек, талантливый организатор, режиссёр и актёр, создатель знаменитого БАМовского театра. Анатолий Сергеевич прожил короткую жизнь, но оставил такой неизгладимый след, о котором до сих пор слагают легенды. Как писал А.П. Чехов, «подвижники нужны, как солнце, составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества».

 

Анатолий Сергеевич родился в 1950 году в деревне Галузино. Эта маленькая деревенька в галичском заозерье дала миру многих талантливых людей.

 

Вот как вспоминает об Анатолии Вера Клевич, его друг, его сверстница: «Эта документальная повесть "Он вчера не вернулся из боя" (речь идёт о документальной повести В. Каширской и Т. Шубиной, изданной в 1987 году издательством «Молодая гвардия») изобилует фактами, описаниями и снимками из жизни Анатолия Байкова – строителя БАМа, известного режиссёра, создавшего в Звёздном театр. Самые теплые, самые значимые слова написаны в книге теми, кто его знал, и даже Робертом Рождественским. Но, во-первых, посмертно. Во-вторых, в книге нет первой главы. Той самой, которую можно и нужно было писать с наших слов. Нет ничего о том, что Толя начинался здесь, в Галузине, начинался как человек, как личность, как режиссер и актер.

 

Ведь они, писавшие, не знали, что этот худой, длинный, не очень-то улыбчивый мальчишка, здорово получавший от своего отца, именно в родной деревне впервые вышел на крохотную сцену деревянного клуба, читал стихи, играл в "Ревизоре" вместе с моей се строй. Они не знали, что наши репетиции в овине или на лугу, за домами, длились по 3-4 часа чуть ли не ежедневно. Они не видели, как он, Толя, изображал повара в танце "Поварята щи варят", как мы пели "Чум-чум-чумчаряря" и танцевали "Маугли" и "Абдуллажан".

 

      О, это был театр! Со всеми его жестокими законами, с конкуренцией и критикой, с изготовленим костюмов из старых тряпок, со слезами и со смехом и всегда-всегда с толпой благодарных и очень доброжелательных зрителей».

 

     Талантливые люди – талантливы с детства. Восмилетку окончил в селе Муравьище. Надо было учится дальше. 9 и 10 классы оканчивал в Чухломе, живя у тёти, Веры Александровне Груздевой, которая относилась к нему, как к сыну. Однажды, на школьном вечере, девятиклассник Анатолий читал наизусть поэму Р. Рождественского «Письмо в тридцатый век». Читал в абсолютной тишине актового зала, читал так, как будь то он, был автором этих слов. Уже в школе он сформулировал для себя мечту – создать театр, зовущий души к самостроительству.

 

    Потом была служба в армии, культпросветучилище. Вернулся в Чухлому и создал народный театр «Современник», который был гордостью города. В 21 год поступил в Московский институт культуры. В стране началось строительство БАМа.

 

Анатолий подаёт запрос в Иркутск о возможности устройства на работу в качестве зав. клубом. Получает ответ: «Принять можем. Проживание в палатке. Подъёмных не выплачиваем».

 

    Всё началось с Усть-Кута. Октябрь. Там была уже зима. В аэропорту, попутчик Анатолия сказал: «Специальность у тебя, студент, дефицитная, везде нужна». Появился борт, и Анатолий понял, что летит в Звёздный, в бригаду Александра Бондаря. Была осень 1974 года. 11 декабря 1974 года он создал театральную студию первых шести человек.

 

В мае 1975 года с постановкой пьесы А. Арбузова «Город на заре» родился новый знаменитый БАМовский театр. Режиссёр Байков в конец пьесы вставил свой монолог, о своей стройке. Впоследствии Арбузов скажет об этом: «Как они прекрасно молоды, как талантливы! Этот мальчик, режиссёр, Байков. Нет, не только режиссёр, работает в бригаде, на трассе. Ну, что тут скажешь?! Он правильно сделал, вставив в конец пьесы свой монолог о своей стройке. Это же замечательно: вписать в героическую драму о прошлом кусочек настоящего. Значит, во все времена правда тянется к правде, искусство – к жизни. И этот Байков – художник, причём смелый, убеждённый в том, что его поймут».

 

Свой дипломный спектакль по окончании Московского института культуры, Анатолий Байков сделал через 1,5 года работы на БАМе. Спектакль состоялся в мае 1976 года, и это была «Молодая гвардия» А. Фадеева. В притрассовых посёлках «Молодую гвардию» ждали как самый настоящий праздник, а актёрский коллектив от спектакля к спектаклю сыгрывался, набирал силу. Театр получил звание народного имени «Молодой гвардии». Репертуар пополнялся новыми спектаклями. Только в 1977 году было поставлено пять новых спектаклей. Среди них «Золушка» Т. Габбе, «Баня» В. Маяковского, «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Лучшие драматурги и писатели присылали Анатолию Байкову  свои пьесы для постановки в театре «Молодая гвардия». На апрель 1978 года труппа театра «Молодая гвардия» состояла из 57 человек. Из них мужчин – 26, женщин – 31, служащих – 16, рабочих – 41. Со спектаклями театр прошёл всю трассу БАМа. На Восточно-Сибирской студии был снят короткометражный фильм о режиссёре Анатолии Байкове и его «Молодой Гвардии». Фильм назывался «У Вечного огня» и был снят по сценарию Фёдора Пилюгина, работавшего в бригаде плотников.

 

     На БАМе Анатолий встретил свою судьбу – сибирячку Людмилу.  Потом родились дочери – Юля и Настя. Анатолий продолжал совершенствовать своё режиссёрское мастерство, занимался в лаборатории теоретической работы режиссёров. Мечтал поставить «Как закалялась сталь» Н. Островского с акцентом на строительство БАМа.

 

   Весной 1983 года, когда прошла «Театральная весна», Анатолий почувствовал бесконечную, глухую, душевную усталость. Она навалилась сразу, чернело в глазах и приходилось с усилием вдыхать воздух. Врачи запечатали анализы в конверт и приказали: «Срочно летите туда, где вы родились». Из Чухломы его направили в Костромскую областную больницу, а оттуда в Москву – в Боткинскую больницу. Диагноз – лейкоз. В сентябре 1983 года Анатолия Сергеевича Байкова не стало. А было ему всего 33 года.

 

    29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта, на 877 километре трассы, произошла стыковка БАМа. Бригада Бондаря с одной стороны и бригада Варшавского – с другой уложили последнее звено БАМа. На путеукладчике Бондаря был большой портрет Анатолия Байкова и надпись: «Толя! МЫ ДОШЛИ!». Этого он уже не увидел.

 

Москва чествовала героев – БАМовцев. Был приём в ЦК комсомола. А бригадиру, Герою Социалистического труда, герою БАМа Александру Бондарю вспомнилась весна 1977 года. Звёздный. Он вышел из зала. Спросил: «Где тут можно купить цветы?» и, через несколько часов, с белыми розами, укутанными в газету, уже ехал в поезде «Москва – Соликамск» в Галич. Отсюда, поймав машину, устремился в Чухлому, чтобы возложить эти цветы на могилу своего друга, замечательного режиссёра Анатолия Байкова.

 

Решением ЦК ВЛКСМ Байков Анатолий Сергеевич (посмертно) был занесён в Книгу почёта      ЦК ВЛКСМ – за активное участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали, большой вклад в организацию культурно-массовой работы среди строителей трассы. В Звёздном одна из улиц носит имя Анатолия Байкова. Разъезд Окусинская на БАМе переименован в разъезд Байкова. В Чухломском краеведческом музее есть экспозиция, посвящённая Анатолию Сергеевичу.

 

В.Клевич – «Моё Галузино», «Костромской край», от 21.02.1996 г., С.3.

В.Каширская, Т.Шубина – «Он вчера не вернулся из боя», изд-во «Молодая гвардия», М., 1987 г.

 

 

 

 

БОГОМОЛОВ

ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 (1950 – 2006)

ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ, МУЗЫКАНТ, АРТИСТ НАРОДНОЙ ФИЛАРМОНИИ

 

 

      Вячеслав Александрович родился 8 марта 1950 года в поселке Островское Костромской области. Здесь он окончил школу и ушёл служить в армию. После службы поступил в Костромской государственный педагогический институт им. А.Н. Некрасова который окончил в 1975 году и был направлен на работу преподавателем музыки в Галичское педагогическое училище.

С этой поры весь его жизненный и творческий путь связан с городом Галичем и Галичским районом.

Обладая красивым голосом, прекрасно играя на баяне и других инструментах, замечательный танцор, обаятельный, с прекрасными внешними данными Вячеслав Александрович сразу стал явлением в культурной жизни Галича.

1 сентября 1983 года он был назначен на должность заведующего районным отделом культуры, где и проработал до конца своей жизни, отдав любимому делу 23 года.

Своим творческим подходом к делу он оставил заметный след в развитии культуры на Галичской земле.

Много сил и энергии Вячеслав Александрович отдавал укреплению материально-технической базы учреждений культуры, умело подбирал кадры, развивал и поддерживал народные таланты, возрождал обычаи, традиции, народные промыслы и ремесла своей малой родины, поддерживал начинающих поэтов и музыкантов, добивался всегда качественного исполнительского мастерства коллективов художественной самодеятельности района. С уважением относился к профессии культпросветработника, учил молодых специалистов добросовестному отношению к делу и сам многому учился у ветеранов культуры.

Он органично влился в ансамбль «Галичанка», который является украшением всех праздников Галичской земли, был лауреатом многих Российских и областных фестивалей и конкурсов народного творчества, был музыкантом Галичского муниципального духового оркестра.

За большой вклад в развитие культуры города Галича и Галичского района Вячеславу Александровичу было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», звание «Ветеран народного творчества», он был артистом Народной филармонии Костромы.

Умер Богомолов Вячеслав Александрович 31 августа 2006 года после тяжелой болезни. Похоронен на кладбище в селе Михаиловском.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

«Светлой памяти» - «Галичские известия» №99(11325) от 2 сентября 2006 г.

 

 

 

ВОСТРОВ АЛЕКСЕЙ НИКОНОВИЧ

(1930– 2003)

ОРГАНИЗАТОР ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ГАЛИЧЕ

 

 

      Алексей Никонович Востров родился в 1930 году в Поназыревском районе Костромской области. С детства любил музыку, поэтому после школы окончил Вологодское музыкальное училище. После окончания училища приехал в Галич и всю свою жизнь посвятил этому городу.

 

Работал руководителем духового оркестра, а в 1958 году организовал в Галиче музыкальную школу. Начинал с нуля: подбирал кадры, с трудом доставал музыкальные инструменты, заказывал мебель.

 

Без ДМШ не обходится в городе ни один праздник, ни одно городское мероприятие.

 

Алексей Никонович отработал в школе 32 года, и всё это время был единственным и бессменным директором. Это был мудрый, талантливый человек, любивший жизнь, умевший видеть и создавать прекрасное. С должности директора школы он ушёл на пенсию.

 

Умер А.Н. Востров 26 декабря 2003 года. Похоронен на городском кладбище.

 

«Светлой памяти» - «Галичские известия» №150 (10929) от 30.12.2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

ЗУБОВ ГЕННАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

(г.р. 1945)

ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

     Геннадий Константинович Зубов родился 8 октября 1945 года в городе Галиче Костромской обл.

 

Любовь к музыке, творчеству в детские годы привели Геннадия Константиновича в только что открывшуюся в 1958 году в Галиче детскую музыкальную школу. Способность и трудолюбие позволили ему после двухгодичного обучения в ДМШ поступить в Костромское музыкальное училище по классу баяна. Окончив училище и отслужив в Советской армии, Г.К. Зубов возвращается в родной Галич и становится преподавателем по классу баяна в детской музыкальной школе, где и работает вот уже более 25 лет.

 

Заведуя отделением народной музыки, Геннадии Константинович оказал большое влияние на его развитие, создал инструментальный ансамбль, как талантливый преподаватель воспитал несколько поколений баянистов, ставших музыкантами, лауреатами и дипломантами фестивалей, смотров-конкурсов баянистов-исполнителей. Более 20 его учеников работают преподавателями музыки в Костромской области.

 

За педагогическую деятельность Геннадий Константинович неоднократно награждался Почётными грамотами Областного управления и Министерства культуры РСФСР. Он член областной секции самодеятельных композиторов Костромской области, является руководителем клуба самодеятельных композиторов г. Галича. Геннадий Константинович написал музыку к более 30 песням, в том числе и песню «Моя Россия – это Галич» на слова Светланы Виноградовой – галичской поэтессы. Его песни любимы галичанами. За большие творческие достижения Верхне-Волжская организация Союза композиторов в 1995 году наградила  Г.К. Зубова Почётной грамотой.

 

Более 20 лет Геннадий Константинович руководил женским вокальным ансамблем швейной фабрики – неоднократным лауреатом Всероссийских фестивалей самодеятельного народного творчества и столько же времени он бессменный концертмейстер солистов- вокалистов города. Он бескорыстно, вот уже более 20 лет, концертирует с самодеятельной певицей Королёвой А.М., которая в 1995 году стала «Заслуженным работником культуры России». Ежегодно Г.К. Зубов участвует более чем в 40 концертных программах.

 

Более 28 лет Геннадий Константинович является концертмейстером  детского танцевального ансамбля «Искорка» г. Галича. Благодаря яркому музыкальному сопровождению и прекрасным танцам ребят ансамблю в 1990 году было присвоено звание – «Образцовый художественный коллектив».

 

Выступает Г.К. Зубов и как солист-баянист. За большой личный вклад в развитии музыкальной культуры Галичского края ему присвоено звание артиста областной Костромской народной филармонии. Был награждён дипломами Всесоюзных и Всероссийских фестивалей самодеятельного народного творчества, грамотами администраций Галича, Костромы и Министерства культуры РСФСР.

 

Указом Президента Российской Федерации от 26 января 1998 года Геннадию Константиновичу Зубову присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

 

В настоящее время Г.К. Зубов работает в детской музыкальной школе г. Галича.

 

Зубов Г.К.- «Автобиография», 2003 г.

Материалы ДМШ г. Галича.

 

 

 

ИВАНОВСКИЙ ЮРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(г.р. 1928)

МУЗЫКАНТ, КОМПОЗИТОР

 

 

    Юрий Александрович Ивановский родился в г. Свердловске в 1928 году. В 1933 году семья переезжает в Галич, где и проходят детские, юношеские и зрелые годы Юрия Александровича.

 

 Он получил высшее педагогическое образование. 12 лет преподавал русский язык и литературу, и музыку в семилетней школе №3. В этой школе Юрий Александрович создал из учеников ансамбль народных инструментов, руководил художественной самодеятельностью.

 

В 1963 году, в связи с открытием музыкального отделения в педагогическом училище, Юрия Александровича приглашают туда. Работе в училище он отдал 21 год, считая, что это были самые лучшие годы его жизни.

 

   В 1984 году по семейным обстоятельствам Юрии Александрович переезжает в Москву, продолжая и там работать в Московском педагогическом училище №2 до ухода на пенсию.

 

   Как вспоминает сам Юрий Александрович, обучать музыке его начали с пяти лет, продолжению обучения помешала война. В годы Великой Отечественной войны он впервые взял в руки баян. Самостоятельно освоил игру на нем и любовь к этому замечательному инструменту пронёс через всю жизнь.

 

   Сочинять музыку начал рано. Но, как говорит сам Юрий Александрович, из сочинённого в детстве ничего не осталось. Сочинял и позднее для себя и близких друзей.

 

   Наиболее творчески плодотворным стал московский период жизни. За это время Юрием Александровичем сочинено более 50 песен, романсов, инструментальных пьес, пьес для фортепьяно и баяна, для духового оркестра, 6 детских фортепьянных пьес для учащихся ДМШ и т. д. Он член Творческого объединения композиторов, куда входят непрофессиональные композиторы Москвы и Подмосковья. Первым консультантом Юрия Александровича был композитор Г.И. Гранкин, позднее – В.А. Николаев, член Союза композиторов РСФСР.

 

   Сотрудничает со многими поэтами, но большинство его песен написаны на слова Воронежского поэта Г.Ф. Пасько, с которым поддерживает более чем 11 лет.

 

     В 1993 году в Галиче вышел сборник песен Юрия Александровича «Край родной».

 

     Ю.А. Ивановский часто приезжает в наш город.

 
Материалы Галичского краеведческого музея.
Ю.Ивановский – «Край родной», Галич, 1993 г.

 

 

 

 

 

 

 

ЛУБЕНИНА СОФЬЯ ДМИТРИЕВНА

(1894 – 1970)

ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РСФСР
АКТРИСА

 

 

     Софья Дмитриевна Лубенина родилась 12 августа 1894 года в городе Галиче. Училась в гимназии, но не закончила её из-за болезни.

 

Свою первую роль Софья  Дмитриевна сыграла в спектакле «Морозко», который был поставлен в 1908 году Павлом Трифоновичем Виноградовым для рабочих винзавода. Профессии актрисы училась самостоятельно. Часто ездила в Москву в Художественный театр, где осветителем работал её брат. Смотрела спектакли, училась, а летом в Галиче, в Городском саду сама участвовала в спектаклях.

 

В 1915 году  Лубенина поступает на курсы сестёр милосердия и до 1918 года работает в госпитале.

 

В 1915 году Софью Дмитриевну принимают в драматический кружок (театр города Галича). Режиссёром этого театра тогда был А.М. Измаилов - бухгалтер объединённого банка. После февральской революции 1917 года в театр пришло много военных.

 

В 1918 году поступает в театральную школу при МХАТе им. Горького и в 1919 году принимается в труппу этого театра на малые роли, но снова возвращается в Галич.

 

В 1920 году в городе создаётся театральная секция. Энтузиастами её создания стали В.Н. Баженова- Красовская, Г.М. Вальмус, Константин Дмитриевич Петерсон, который стал главным режиссёром. Ставятся спектакли «Мещане» А.М. Горького, «Гроза»  А. Островского и др. Лубенина играет во всех спектаклях.

 

В середине 1930 года закрывают помещение Галичского Зимнего театра. Спектакли продолжают ставить на сцене Дома культуры.

 

Лубенина снова уезжает в Москву и работает в санитарном управлении Кремля медицинской сестрой, затем переходит работать в институт оздоровления детей и подростков, ездит в экспедиции по Черноземью, но в 1932 году снова возвращается в Галич и снова она в театре. В начале 1933 года играет в спектакле «Любовь Яровая» Тренёва. В конце 1941 года театр прекращает свою работу, и Софья Дмитриевна работает в госпитале.

 

После войны в Галич приезжают две труппы профессиональных театров. После их выступлений в Галиче снова начинает работать драмкружок. Его руководителем становится С.Д. Лубенина.

 

За свою творческую жизнь Софья Дмитриевна сыграла в 350-ти различных спектаклях, более 50 лет провела на самодеятельной сцене. Софье Дмитриевне, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1965 г. Софье Дмитриевне присвоено звание заслуженный работник культуры РСФСР.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

Воспоминания Тамары Сергеевны Аристовой, 2003 г.

 

 

 

МЯСНИКОВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА

(1912 – 1984)

РЕЖИССЁР

 

 

    Нина Васильевна Мясникова родилась 23 января 1912 года. Получив только средне образование, она в 1933 году начинает свою профессию актрисы драмы в Вологодском областном драматическом театре. В 1939 году переводится на работу в Вологодский областной театр юного зрителя. Как областной драматический, так и театр юного зрителя территориально в это время находились в городе Череповце. За успешно сыгранные роли в ряде спектаклей, Нина Васильевна неоднократно поощрялась руководством театра, о чём свидетельствуют записи в её Трудовой книжке. В начале Великой Отечественной войны  театр был расформирован, артисты-мужчины ушли на фронт, в том числе и муж Нины Васильевны, артист Кубарев Дмитрий Алексеевич. Нина Васильевна работает и официанткой в столовой военторга, и дезинфектором в прачечно-дезинфекционном отряде №161.

 

В октябре 1944 года снова заработал Череповецкий театр, Н.В. Мясникова снова зачисляется в труппу театра. Затем были Котельничский драматический театр (1947 г.), Шарьинский драматический театр (1948 г.).

 

В 1948 году Мясникова приезжает в Галич и зачисляется в труппу Галичского драм театра. С этого времени вся её жизнь связана с Галичем. Здесь она встречает своих единомышленников А.М. Синдер, С.Д. Лубянину, Е.В. Турковскую и других талантливых людей.

 

Но в 1949 году театр прекращает свою работу. Н.В. Мясникова устраивается на работу на местное радио и работает там до 1951 года.

 

В 1951 году Нину Васильевну приглашают на должность художественного руководителя в Дом культуры г. Галича.

 

В это время раскрывается недюжинный талант Н.В. Мясниковой, как режиссера. Вместе с Синдер создают первые агитбригады, играются первые спектакли: «Васса Железнова», «Женитьба Бальзаминова», «Твоё личное дело», «Любовь и картошка», «Депутат Балтики». Всего 17 спектаклей было поставлено Ниной Васильевной до открытия, вновь возрождённого её усилиями, Народного театра.

 

Народный театр был торжественно открыт в 1959 году спектаклем «Молодо – зелено». 24 спектакля поставила в Народном театре Н.В. Мясникова. Последний спектакль в её постановке был сыгран в 1975 году, это был «Чудесный сплав».

 

С 1961 года Мясникова работает режиссёром, а с 1962 и до ухода на пенсию в 1978 году, главным режиссёром  Народного театра.

 

Кроме театральных постановок Н.В. Мясникова поставила 11 театрализованных композиций к различным торжественным и праздничным мероприятиям, проводимых в городе.

 

С уходом на пенсию она организовала театральный коллектив на экскаваторном (ныне автокрановом заводе), приобщив к театральному искусству талантливую молодёжь.

 

Похоронена Нина Васильевна на городском кладбище города Галича. На её скромной могиле только две даты, начало и конец жизни. А между ними жизнь талантливейшей актрисы и режиссёра.

 

Материалы Галичского Краеведческого музея.

Воспоминания Елены Васильевны Турковской, 2003 г.

Воспоминания Тамары Сергеевны Аристовой, 2003 г.

 

 

 

 

ПЕТРОВ АРКАДИЙ ПАВЛОВИЧ
(1824-1895)
ТЕАТРАЛ

 

 

Аркадий Петров состоял в родстве с русским поэтом М.Ю. Лермонтовым. Отец Аркадия Петрова генерал П.И. Петров приходился поэту дядей и в бытность свою начальником штаба войск Кавказкой линии радушно принимал у себя в ставропольском доме сосланного на Кавказ племянника, направляющегося в свой полк. Сын генерала на всю жизнь сделался поклонником великого поэта.

 

М.Ю. Лермонтов однажды написал Аркадию в альбом шутливое стихотворение, которым он очень гордился:

 

Ну что скажу тебе я спросту?

 

Мне не с руки хвала и лесть:

 

Дай Бог тебе побольше росту-

 

Другие качества все есть.

 

Окончив Московский университет, Аркадий Павлович поселяется в Галичском уезде в селе Горское и занимается сельским хозяйством.

 

Всё своё свободное время он отдавал любительскому театру, в организации которого принимал самое активное участие, и рисованию, был талантливым режиссером и актером.

 

31 января 1847 года им были впервые поставлены сцены из «Маскарада»  М.Ю. Лермонтова. Арбенина играл сам Аркадий, Нину – его сестра Мария. Это произошло на 5 лет раньше, чем «Маскарад» был поставлен на столичных сценах России. Сбор от спектакля был роздан городской бедноте.

 

Спектакль был поставлен в помещении Дворянского собрания (ныне детская библиотека).

 

Любительский театр Петрова в конце CIC начале CC веков стал Народным театром Галича.

 

Более полные биографические данные о Петрове Аркадии Павловиче были напечатаны в журнале «Губернский дом», №1-2 (76-77), 2007 г, стр. 76. Вот эта статья.

 

«Из дворянского рода, внесенного в VI часть I родословной книги по Костромской губернии. Уроженец станицы Наурской Области Войска Кавказского. Сын генерал-майора (06.12.1834) и начальника штаба войск кавказской линии (1834-1839) Петрова Павла Ивановича (18.06.1790-13.09.1871) и Анны Акимовны, урожденной Хастатовой (27.12.1802-26.10.1836), похороненных в костромском Ипатьевском монастыре.

 

Студент юридического факультета Императорского Московского университета (1842-1844). Чиновник канцелярии Кавказского областного управления (24.08.1844) и Московского главного архива Министерства иностранных дел (09.05.1848). Почетный смотритель Солигаличского (15.03.1852) и Костромского (09.09.1852) уездных училищ. Унтер-офицер (16.09.1854), юнкер (14.08.1855) и прапорщик (30.09.1855) в отставке (06.10.1856) Нижегородского драгунского полка. Участник Крымской войны (1853-1856), осады и штурма (17.09.1855) Карса.

 

Почетный смотритель Костромского уездного училища (01.04.1858). Предводитель Макарьевского уездного дворянства Костромской губернии (1860-1862). Гласный Костромской городской думы (1870-1875) и председатель подготовительной (1870-1872) и строительной (1873-1875) комиссий. Член Костромской городской управы (1873-1875). Надворный советник. Кавалер орденов Святого Станислава II и III степеней. Владелец усадеб: Горское Галичского и Чернышеве Макарьевского уездов и свыше 600 душ крестьян в Костромской губернии и каменного двухэтажного дома на Всехсвятской улице (ул. Дзержинского, 9в) в Костроме.

 

Автор дневника и каталога родовой библиотеки. Троюродный брат М.Ю. Лермонтова, посвятившего ему стихотворение «Ребенку» (1837). Похоронен в московском Новодевичьем монастыре».

 

 

Костромской государственный архив.

В. Пашин. – «Это было недавно, это было давно…», С.11 – 12, Москва-Кострома, 2002 г

Журнал «Губернский дом», №1-2 (76-77), 2007 г, стр. 76.

 

 

 

 

РУПИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

(1792 – 1850)

ПЕВЕЦ, МУЗЫКАНТ, КОПОЗИТОР

 

 

Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов, Вильбоза, Верстовский…. К этой плеяде блистательных авторов популярных романсов CIC века непременно надо прибавить Рупина. Обижают его память ведущие концертных программ, объявляя со сцены: «Русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая…» или «Одинокий месяц плыл…» - романс на слова Дельвига, музыка народная»…

 

Да есть, есть автор их мелодий – наш земляк Иван Алексеевич Рупин. Между прочим, «Тройку» (это фрагмент стихотворения Фёдора Глинки «Сон русского на чужбине») положили на музыку, кроме Рупина, известные композиторы Верстовский, Вильгорский и Направник. Но популярность в народе и, следовательно, долгожительство получил вариант галичанина. Этот факт убедительно говорит о высоком композиторском уровне Рупина, победившего в творческом соревновании таких мэтров.

 

Иван Алексеевич Рупин родился в деревне Славистово (ныне Галичский район) в семье крепостного землепашца. Природа обошла мальчонку ростом, но наделила прекрасным слухом и голосом, и потому священник местной церкви взял его в хор. О незаурядном юном хористе услышал помещик П. Юшков, владелец крепостного оркестра, и, убедившись в правомерности слухов, отправил Ванюшку в Москву к итальянскому учителю музыки, уплатив за учение значительную сумму.

 

Музыкальные способности и прилежание помогли деревенскому пареньку в сравнительно короткий срок овладеть искусством сольного пения и научиться, прилично играть на клавесине. Успехи своего крепостного Юшков оценил по достоинству, дав юноше «вольную».

 

Иван едет в Петербург, пытается поступить в оперу, но его подводит не высокий рост. Неожиданно он получает предложение давать уроки музыки и пения в частных домах. И на этом поприще проявились незаурядные способности юноши: он оказался весьма искусным педагогом.

 

Но славу Ивану Рупину принесла его композиторская деятельность. Он сочиняет музыку на слова известных поэтов: Фёдора Глинки, Антона Дельвига, Александра Бестужева-Марлинского, Фёдора Кони, Владимира Бенедиктова, Александра Полежаева и др. Со всеми ими у него завязываются дружеские отношения. Иван Алексеевич – завсегдатай литературно-музыкальных вечеров, на которых выступает и как солист, и как аккомпаниатор, и как собиратель песенного фольклора. А иногда галичанин потчует слушателей и своими сочинениями, скрывая имя автора.

 

В начале 30-х годов CIC века в столице входит в моду увлечение народными песнями. Иван Рупин, всегда тяготевший к этому виду творчества, берётся за их обработку в стиле городских романсов. В 1831 году он издаёт сборник «Народные русские песни». Вслед за первым выпуском появляются второй и третий. Они пользуются широкой популярностью во всех городских слоях российского общества.

 

Но, собирая и аранжируя народные песни, Рупин не перестаёт сочинять свои оригинальные романсы. Их близость к фольклору способствовали тому, что демократическая среда быстро и легко усваивала эти мелодии, делала их подлинно народными. Благодаря таким композиторам, как Рупин, Варламов, Гурилёв и др., получили всенародную известность многие стихотворения современных им литераторов «второго эшелона». Имена таких поэтов, как А. Тимофеев, С. Стромилов, Е. Гребёнка, С. Рыскин, Н. Цыганов, ныне почти забытые, а песни на их стихи – «Нас венчали не в церкви…», «То не ветер ветку клонит…», «Живёт моя отрада…», «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» живут и здравствуют.

 

Рупиным написана музыка к песне на слова лицейского приятеля А.С. Пушкина Михаила Яковлева «Кого-то нет, кого-то жаль, к кому-то сердце мчится вдаль…». Он же сочинял мелодии к ряду стихотворений другого лицейского приятеля Александра Сергеевича – Антона Дельвига.

 

Творческая активность талантливого певца, музыканта и композитора оборвалась со смертью горячо любимой супруги. Иван Алексеевич на многие годы впал в депрессию, порвав все дружеские связи. Последнее десятилетие жизни он провёл на грани нищеты, довольствуясь мизерным окладом хормейстера в театре. На его кончину откликнулся большой биографической статьёй в журнале «Пантеон» поэт Фёдор Кони, многие стихи которого были положены на музыку Иваном Рупиным.

 

 

 

Пашин В. – «Это было недавно, это было давно…», С. 26 – 28, Москва – Кострома, 2002 г.

 

 

 

 

 

 

СИНДЕР АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА

(1916 – 1997)

РЕЖИССЕР, АКТРИСА

 

 

 

   Александра Михайловна Синдер (в девичестве Кладовщикова) родилась 13 марта 1916 года в Солигаличе. Вскоре родители переезжают в Галич.

 

С 1926 по 1933 года Александра учиться в школе 2-ой ступени (ныне средняя школа №1). Проучившись не долго в восьмом классе, она уезжает в Ярославль и устраивается на шинный завод. Проработав год, снова возвращается в Галич.

 

Вся её душа стремилась к искусству. Одарённая от природы, талантливый организатор она в 1934 году создает первые агитбригады, играет в спектаклях Народного театра. Её первой ролью была Лиза в спектакле «Егор Булычев и другие» М. Горького.

 

Но надо было на что-то жить и Александра Михайловна с 1939 по 1949 года работает счетоводом, счетоводом-кладовщиком в различных артелях Галича.

 

В 1943 году А.М. Синдер организует народный хор, а в 1953 году - квартет. В него вошли Е. Турковская (Храмцова), Е. Щепотова (Никольская),  Е. Удумова и А. Синдер. Это был прототип знаменитой, впоследствии, «Галичаночки». Концерты, поездки по деревням, участие в различных смотрах.

 

В 1953 году квартет был приглашен в Москву. Выступал в Центральном Доме работников искусств, был принят в Большом театре, где с галичанами на равных беседовали Черкасов, Чирков, Максакова.

 

Синдер продолжает собирать обрядовые и народные песни Галича и Галичского района. И вот, в 1957 году под её руководством организуется фольклорный коллектив «Галичаночка», основой которого стал квартет. К этому времени (с 1949 года) Александра Михайловна работает в районном Доме культуры Галича.

 

Весь свой организаторский талант она отдаёт развитию культуры города и района, привлекает к работе талантливых людей, возрождает, после военных лет, Народный драматический театр, привлекая к этому делу талантливого режиссера Нину Васильевну Мясникову, сама играет в этом театре.

 

В 1959 году возрожденный театр ставит спектакль «Молодо-зелено».

 

В 1973 году «Галичаночка» под руководством А.М. Синдер была приглашена для выступления в лучший зал Советского Союза - Колонный зал Дома Союзов.

 

Потом были записи выступлений на центральном телевиденье, Ленинградский завод грампластинок выпустил большим тиражом пластинку с записями песен «Галичаночки».

 

Правительство наградило А.М. Синдер медалью «За доблестный труд в годы войны», юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина. Она получила множество грамот и дипломов, отличник культпросветработы. Всю свою энергию, весь свой талант Александра Михайловна посветила своему Галичу.

 

 

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР ПЕТРОВИЧ

(1923 – 1999)

МУЗЫКАНТ, ОРГАНИЗАТОР И ДИРИЖЁР ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

 

    Владимир Петрович Соловьев родился 16 июня 1923 года в г. Буе Костромской области. После окончания 7 классов он поступает в Вологодское музыкальное училище, но со 2 курса уходит добровольцем на фронт. В 1941-42 гг. воевал под Старой Руссой. В 1943 году участвовал в прорыве блокады Ленинграда, где был тяжело ранен. Имеет боевые награды: «За отвагу». «За взятие Кенигсберга», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в 1941-45 гг.».

В 1944-46 гг. он руководит ансамблем песни и пляски в одной из авиачастей. После демобилизации В.П. Соловьев работает в паровозном депо, электромехаником на лесоучастке, но мечтает о профессии музыканта. В 1951 году его принимают преподавателем Костромской культурно-просветительской школы, где он ведет класс народных инструментов. Незаурядные музыкальные способности, любовь к музыке, необыкновенное трудолюбие, упорство - все это дает ему возможность заочно поступить в 1953 году и успешно окончить в 1956 году Вологодское музыкальное училище. С 1956 года до выхода на заслуженный отдых В.П. Соловьев работает преподавателем музыки по классу народных инструментов в Галичском педагогическом училище. Связывает свою жизнь с любимым Галичем.

Добросовестный в работе, требовательный к себе и студентам, он не только прививает им практические навыки владения инструментом, но учит понимать и любить музыку. Вот почему долгие годы в училище самым многочисленным коллективом художественной самодеятельности был оркестр народных инструментов под руководством Владимира Петровича Соловьева. Выступления этого коллектива были украшением многих торжественных вечеров не только училища, но и праздников города, района. Сам отличный исполнитель, талантливый музыкант, Владимир Петрович был и добрым наставником молодежи, тактичным, деликатным, сдержанным.

Он был участником многих смотров и конкурсов, награждён грамотами и дипломами. Диплом за участие в конкурсе «Знаете ли Вы оперную музыку» (1962 г.) подписан С.Я. Лемешевым, М. Максаковой, Д.Б. Кабалевским.

Умер В.П. Соловьёв 5 сентября 1999 г. Похоронен на городском кладбище Галича.

 

 

«Галичские известия» №33(10221) от 09.09.1999 г.

Е.Житкова – «Воспоминания благодарной ученицы», «Галичские известия» №88 от 02.08.2001 г.

 

 

 

 

 

 

СТАБРОВСКАЯ (СЕМЁНОВА) ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

(г.р. 1939)

ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ КУЛЬТУРЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ РФ

 

 

    Татьяна Николаевна Стабровская (Семёнова) родилась в 1939 году в городе Галиче. Отец, Николай Александрович, коренной галичанин, работал мастером на швейных предприятиях города, участник двух войн: Финской (1939-1940) и Великой Отечественной, с которой вернулся в 1945 году. Мать, Серафима Никандровна, была родом из Чёлсмы. Детей было трое.

 

   10 классов Татьяна Николаевна окончила в 1956 году в 1-ой школе и поступила в Ленинградский библиотечный институт им. Н.К. Крупской (теперь институт культуры). По окончании его в 1960 году добровольно «распределилась» в Сибирь, была направлена в Красноярский район. Там на неё обратил внимание крайком комсомола, и она в 22 года становится заведующим отделом культуры огромного Красноярского края. Побывала во всех уголках этого огромного края, часто там куда «только самолётом можно долететь». Потом с семьёй жила в Заполярной Дудинке, после чего Татьяна Николаевна вместе с семьёй вернулись под Красноярск, в Дивногорск, город Красноярской ГЭС. Много лет работала заведующей Центральной городской библиотекой Дивногорска. Там частенько бывал В.П. Астафьев, живший неподалёку, приезжали известные писатели и поэты: В.Г. Распутин, С.Ю. Куняев, Ю.П. Кузнецов, В.И. Белов, В.Я. Курбатов и многие другие.

 

   За свою работу Татьяна Николаевна удостоена почётного звания «Заслуженный работник культуры РФ».

 

      Сейчас Татьяна Николаевна Стабровская на пенсии. Живёт в Дивногорске.

 

Л.Н.Семёнов – «Воспоминание о сестре и брате, 2005 г.».

Материалы архива Н.В. Сотникова.

 

 

 

ТУРКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

(г.р.1926)

АКТРИСА

 

 

    Елена Васильевна Турковская (в  девичестве Храмцова) родилась в 1926 году в городе Галиче в семье рыбака. Окончила начальную школу №7 в Рыбной слободе и пошла работать. Выучилась на парикмахера, стала отличным мастером своего дела, но основной своей работой считает творчество. Талантливая певица и лицедейка она не видела себя вне театральной жизни города. Семнадцатилетней девчонкой пришла она в хор, организованный А.М. Синдер в 1943-1945 годах. Сама же Елена Васильевна начало своей творческой деятельности ведёт с 1953 года, когда она вошла в состав квартета, организованного А.М. Синдер и который стал началом знаменитого галичского фольклорного коллектива «Галичаночка».

 

Свою артистическую деятельность она начала с водевиля «Беда от нежного сердца», режиссёр – постановщик Н.В. Мясникова. С тех пор Елена Васильевна более чем в 40 спектаклях, исполняя и главные роли, и роли второго плана.

 

Без её участия практически не проходило ни одно праздничное мероприятие в городе. Вот уж более 15 лет она поёт в хоре ветеранов Галича.

 

За свою более чем 50-летнюю сценическую жизнь Елена Васильевна выступала на сценах Большого театра, Колонного зала Дома Союзов, Центрального Дома работников искусств, на сцене областного театра им. Островского. Выступления с её участием транслировались Центральным телевиденьем и записаны на грампластинку. Елена Васильевна лауреат многих творческих смотров и конкурсов.

 

Воспоминания Елены Васильевны Турковской, 25.02.2003 г.

«Сцена – вторая жизнь», «Галичские известия», №128(10608), 03.11.2001 г.

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

ЧАЛЕЕВ НИКОЛАЙ ФЕДОСЕЕВИЧ

(1873 – 1938)

АКТЁР МАЛОГО ТЕАТРА,ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ,

ПИСАТЕЛЬ

 

 

      С Галичской землёй связано имя актёра Малого театра и театрального педагога Николая Федосеевича Чалеева, известного под театральным псевдонимом «Костромского».

Его детство, ученические и студенческие годы прошли в имение Готовцево, Галичского уезда, которое досталось ему в наследство от отца. Незадолго до своей кончины, в 1938 г., Николай Федосеевич задумал написать воспоминания о своей жизни, и о жизни в Галичском уезде. К сожалению, книга не вышла при жизни автора. Рукописи обработал для печати А.А. Григоров в 1980 году,а сама книга увидела свет только в 2004 г.

Николай Федосеевич Чалеев родился 23 июня 1873 года в Петербурге, в семье отставного морского офицера, Феодосия Николаевича Чалеева, происходившего из древнего рода костромских дворян Чалеевых.

Мать Николая Федосеевича была из рода Всеволожских. Ее звали Екатерина Дмитриевна, она была дочерью известного адмирала Дмитрия Андреевича Всеволожского. Кроме отца, Николая Федосеевича, моряками были также дяди Николая Федосеевича: Геннадий Николаевич (1830-1855), участник Синопского сражения и обороны Севастополя 1854-55 гг., скончавшийся от полученных ран при защите Севастополя 11 мая 1855 г., и Дмитрий Николаевич, род. 23/ХII 1840 и окончивший морской корпус в 1861 г. Третий дядя, Абрам Николаевич, родившийся 19/У 1835 г., пошел вольноопределяющимся на войну 1853-56 гг. и умер в госпитале от полученных ран при защите Севастополя. Со стороны матери дяди были также морскими офицерами. Поэтому неудивительно, что когда Николай Федосеевич окончил гимназию, то его "потянуло" к морю, о чем он и рассказывает в первой главе своих воспоминаний. Однако судьба его сложилась иначе. Не решившись бежать в море на шведском бриге, молодой Чалеев пытался получить специальность ветеринара и некоторое время учился в Дерптском ветеринарном институте, однако, как он пишет, учеба в этом институте, как и прежде в гимназии, давалась ему с трудом. Встреча со знаменитым театральным деятелем К.С. Алексеевым, известным всем под фамилией Станиславского перечеркнула все прежние замыслы молодого Чалеева и он стал артистом театра. На этом поприще, начавшемся ещё в 90-х годах ХIХ века и продолжавшимся до самой смерти артиста в 1938 году, ему сопутствовал успех.

 

Журнал «Губернский дом», №1-2 (58-59), 2004 г, стр. 86-91.