Храмы Галича и Галичского района

Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь


 
   Монастырь находится у южной окраины современного Галича между Костромской и Кинешемской дорогами, где ранее на возвышенности располагалась Овинова слобода. Время возникновения обители точно неизвестно, однако в XIV столетии Галичский монастырь уже существовал на земле боярина Овины и назывался Николаевским. При перестройке церкви в обители боярин переименовал монастырь в честь Успенской иконы Божией матери. Этой иконе был посвящен единственный храм в обители. Паисиевым монастырь стал называться в честь одного из игуменов обители - Паисия, настоятельствовавшего здесь в XVI в. В монастырском храме хранилась местночтимая икона Божией Матери "Овиновская". Предание повествует о чудесном событии, произошедшем в игуменство прп. Паисия. Когда великий князь московский Василий Васильевич пошел войной на дядю своего Георгия Галичского, то он, взяв город, унес икону с собой в Москву, где поставил образ в одну из московских церквей. Каково же было изумление приближенных князя, пришедших наутро в церковь когда они увидели, что иконы там нет. Начали разыскивать икону и обнаружили, что она находится на старом месте в Галичской обители. В обители совершались два крестных хода: 13 мая и 15 августа.
    Особую известность преподобному Паисию и его обители принесли события, связанные с явлением чудотворной Овиновской иконы Божией Матери в 1425 году. В это время, в правление святого благоверного князя Димитрия Иоанновича Донского, в Галиче жил благочестивый боярин Иоанн Овин. Сочувствуя нуждам Никольского монастыря и заботясь о его благоустройстве, он пожелал на свои средства построить в обители храм и восстановить обветшавшие монастырские здания. В один из августовских дней Иоанн пошел в монастырь, чтобы решить с мастерами вопрос о постройке храма. При входе в обитель ему вдруг предстали двое благолепных светозарных юношей, вручившие Иоанну икону Пресвятой Богородицы и повелевшие воздвигнуть храм в честь Успения Божией Матери; после этого юноши (ангелы) таинственно скрылись. Иоанн передал икону, явленную столь дивным образом, преподобному Паисию и приступил к построению храма. От иконы сразу же стали совершаться многочисленные чудотворения и исцеления; многие безнадежно больные получали избавление от своих недугов, только прикоснувшись к чудотворному образу.
    Князья и бояре, вельможи и простолюдины со всех концов Русской земли стали посещать Галичскую обитель для почитания новообретенной святыни. Икону стали именовать Овиновской - по имени Иоанна Овина.
   Монастырские летописи описывают чудо, совершившееся с Московским князем Василием Темным. Некогда он силой, не взирая на мольбы преподобного Паисия, забрал явленную икону в Москву, но Овиновский образ Пресвятой Богородицы чудесным образом вернулся в Галичскую обитель. Уразумев совершившееся, князь Василий Темный раскаялся в содеянном, вновь приехал в Галич и слезно умоляя преподобного Паисия о прощении, а затем, сняв с чудотворной иконы список, вместе со святым Паисием принес его в Москву. Там их торжественно встретил уроженец Солигаличской земли святитель Иона, митрополит Московский, с сомном духовенства и множеством богомольцев. Список с Овиновского образа был поставлен в одном из храмов Московского Кремля, а преподобный Паисий получил от великого князя охранную грамоту для обители и многие пожертвования.
      Обитель претерпела многие трудные времена. В годы войн ее разоряли захватчики, принесли бедствия многочисленные пожары, но неугасимая лампада перед Образом Пресвятой Богородицы и монашеская молитва в этом святом месте не угасали. Лишь после трагических событий начала XX века, во время безбожн
 ого лихолетья, монастырь был закрыт. Уже в 70-е годы XX века в обители вновь случился пожар, вследствие которого единственному уцелевшему храму - Успенскому собору, уникальному памятнику северной архитектуры XVI-XVII столетий - угрожало полное разрушение.
    Однако, милостью Божией в обители возродилась иноческая жизнь. С 1993 года была возобновлена древняя традиция совершения Крестного хода 5 июня в день памяти преподобного Паисия Галичского, а в 1996 году по благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра в монастыре начались восстановительные работы. 5 июня 1997 года в Паисиевой обители архиерейским чином было совершено первое богослужение. Заботами Костромской епархии и Архиепископа Костромского и Галичского ныне приняты меры для сохранения Паисиево-Галичского монастыря; в обители появились первые насельницы, возрождается монашеская жизнь, регулярно совершаются богослужения.

Фото - Василий Шелёмин,Julia Nelson.
По материалам сайтов http://www.ortho-rus.ru/
http://sobory.ru/



 
Никольский Староторжский монастырь.

    По преданию, монастырь основан преподобным Иаковом Галичским в конце 15 - начале 16 века. До 1668 г. был мужским.
    До начала 19 в. все постройки были деревянными. Каменное строительство велось, в основном, в 1820-1860-х годах.
  
Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря - самый большой собор Костромской губернии. Входит в комплекс зданий монастыря, расположенного на месте старого торга, рядом с Балчугом – древним городищем, где возник Галич.
   Троицкий собор был сооружен в 1839-1859 гг. в стиле позднего классицизма. Первоначальный проект храма составлен членом губернской строительной комиссии инженером Львовым, но сильно переработан; переделанный проект также осуществлен с изменениями. Собор представляет собой центрический пятиглавый четырехстолпный храм. Малые главы были разрушены в советское время и воссозданы в 1990-х гг., но реставрация собора так и не была завершена. Сейчас храм не действует, никаких работ по восстановлению в нем не ведут. В интерьере сохранились фрагменты монументальной живописи конца 19 - начала 20 в.
      На территории монастыря сохранились многочисленные каменные служебные корпуса (ныне - жилые дома или госучреждения), школа, сторожки, ограда. Вход на территорию свободный.
Фото - Julia Nelson.
по материалам сайта http://sobory.ru

 

Церковь Василия Великого
 
      Храмовый комплекс: церкви Введения и Василия Великого. Вторая половина 18 века. ул. Свердлова 20, 20А (ул. Набережная,35) Центральный культовый комплекс Рыбной слободы, включающий два храма в формах провинциального барокко, сохраняющих в фасадном декоре ряд запоздалых элементов архитектуры 17 в. Комплекс возник на месте Васильевского монастыря, о котором известно лишь то, что он существовал в 1632 г. и имел церкви во имя Василия Кесарийского и Введенскую с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летняя церковь Василия Великого с Петропавловским приделом и шатровой колокольней, по некоторым сведениям, была заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Зимняя церковь Введения с приделами Кирилла Новоезерского и Серафима Саровского возведена в 1798 г. В середине 19 века к ней был пристроен двухэтажный западный притвор. В конце 19 столетия при храмах была открыта церковноприходская школа. В 1930-е годы после закрытия церквей были сломаны верхние ярусы колокольни, утрачены малые главки Васильевского храма, а его четверик внутри был разделен на два этажа, пострадал фасадный декор обоих зданий. В 1970-е гг. церковь Введения отреставрировали, с 1990-х гг. идет восстановление Васильевского храма, к настоящему времени воссоздана его колокольня и первоначальное завершение. Комплекс расположен в центральной части Рыбной слободы. Обширный церковный участок с северо-западной стороны ограничен Набережной ул., идущей по берегу Галичского озера, а с юго-восточной – главной магистралью слободы, ул. Свердлова. Особенностью постановки храмов является ориентация их алтарей, сильно смещенная к югу. Близкие по размеру здания поставлены параллельно друг другу (Васильевская церковь чуть смещена к ул. Свердлова), колокольня Васильевской церкви служит высотной доминантой прилегающего района и играет огромное значение в панораме города с озера.
      Церковь Василия Великого – хороший пример приходского храма в формах барокко с характерной для Галичского района объемной композицией. Компактный двусветный четверик увенчан пятью небольшими луковичными чешуйчатыми главками с тонкими шейками на цилиндрических барабанах . Центральный световой барабан поставлен в вершине высокой восьмилотковой кровли гуськового профиля, боковые – гораздо ниже, на углах объема. Невысокая граненая апсида с маленькой главкой на пятилотковой кровле по высоте равна короткой трапезной, объединенной с северным приделом, полукруглый алтарь которого частично прикрывает четвери храма. С запада композицию завершает колокольня, состоящая из двухъярусного четверика и стройного восьмигранного столпа с площадкой звона под стройным шатром с тремя рядами слухов.
      Углы четверка подчеркнуты гладкими лопатками, огибающие лопатки отмечают также ребра алтарного выступ и углы трапезной и придела. Карниз четверика, выполненный нависанием рядов кладки с легкой подтеской, дополнен удлиненными двухступенчатыми консольками, карнизы апсиды и трапезной введена полоса поребкика. Все окна – с лучковыми перемычками, отмеченными небольшими замковыми камнями со скругленным верхом, типичными для архитектуры барокко. Однако вдавленные обводы оконных амбразур и пояски-перехваты на полуколонках, опирающихся на профилированные подоконники и несущих треугольные фронтончики, по характеру близки петровскому времени. Интересным элементом убранства колокольни являются пучки полуколонок, украшающие второй ярус четверика, основания и опоры арок звона. Углы нижнего яруса рустованы.
   Внутри четверик с поздним междуэтажным перекрытием завершен восьмилотковым сводом на двухступенчатых тромпах с закрытым позже световым кольцом в шелыге. Три арки ведут в алтарь, перекрытый Коробовым содом, замкнутым с востока тремя лотками. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом распалубками над проемами. В нижнем ярусе колокольни восьмилотковый свод.
       На своде четверка сохранилась клеевая живопись конца 18 века. Проиписанная маслом в середине 19 века, когда появились так же тянутый карниз и профилироанные тяги по ребрам свода. Тема росписи – сотворение мира. В каждом лотке изображена фигура бога-демиурга совершающего акт творении. На тромпах были написаны евангелисты (сохранились фрагментарно). Небольшие композиции над окнами второго света относятся к середине 19 века. Все они заключены в тянутые филенки, круглые и в виде арочки с плечиками.
Фото - Julia Nelson.
по материалам сайта http://sobory.ru



Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы

    Храмовый комплекс: церкви Введения и Василия Великого. Вторая половина 18 века. ул. Свердлова 20, 20А (ул. Набережная,35) Центральный культовый комплекс Рыбной слободы, включающий два храма в формах провинциального барокко, сохраняющих в фасадном декоре ряд запоздалых элементов архитектуры 17 в. Комплекс возник на месте Васильевского монастыря, о котором известно лишь то, что он существовал в 1632 г. и имел церкви во имя Василия Кесарийского и Введенскую с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи. Летняя церковь Василия Великого с Петропавловским приделом и шатровой колокольней, по некоторым сведениям, была заложена в 1768 г. протоиереем Симеоном. Зимняя церковь Введения с приделами Кирилла Новоезерского и Серафима Саровского возведена в 1798 г. В середине 19 века к ней был пристроен двухэтажный западный притвор. В конце 19 столетия при храмах была открыта церковноприходская школа. В 1930-е годы после закрытия церквей были сломаны верхние ярусы колокольни, утрачены малые главки Васильевского храма, а его четверик внутри был разделен на два этажа, пострадал фасадный декор обоих зданий. В 1970-е гг. церковь Введения отреставрировали, с 1990-х гг. идет восстановление Васильевского храма, к настоящему времени воссоздана его колокольня и первоначальное завершение. Комплекс расположен в центральной части Рыбной слободы. Обширный церковный участок с северо-западной стороны ограничен Набережной ул., идущей по берегу Галичского озера, а с юго-восточной – главной магистралью слободы, ул. Свердлова. Особенностью постановки храмов является ориентация их алтарей, сильно смещенная к югу. Близкие по размеру здания поставлены параллельно друг другу (Васильевская церковь чуть смещена к ул. Свердлова), колокольня Васильевской церкви служит высотной доминантой прилегающего района и играет огромное значение в панораме города с озера.

Фото - Julia Nelson.
по материалам сайта http://sobory.ru



Церковь Космы и Дамиана

   Ул. Гора Революции (Козмодемьянскя гора) Церковь Космы и Дамиана. 1755 Один из ярких культовых памятников Галича, выделяющийся выразительной объемной композицией, характерной для приходских храмов в формах провинциального барокко, и несколько архаичным фасадным декором, тяготеющим к формам начала 18 века. Вплоть до рубежа 19-20 вв место, где стоит церковь, не входило в черту города и числилось селом Козмодемьянским. Известно, что здесь существовал одноименный монастырь, упраздненный в 1764 г. Возможно, первоначально храм был монастырским. Каменная церковь Космы и Дамиана с приделами Покрова и Феоровской иконы Богоматери возведена в 1755 году на средства галического купца Иакинфа Скорняшникова. К юго-востоку от храма стояла высокая шатровая колокольня, а весь участок был окружен каменной оградой с воротами. В 1-й трети 19 века трапезная церкви была перестроена в ампирных формах. Видимо, тогда же была частично переделана и апсида. В 1980-е гг Костромской СНРПМ проведена реставрация храма (архит. В.С.Шапошников). Церковь, стоящая на высоком холме над железной дорогой, видна со многих улиц западной части города и играет большую роль в формировании его панорамы. Вокруг храма расположено старое, заросшее деревьями кладбище. Компактный кубовидный двусветный четверик храма завершен высокой кровлей гуськового очертания и увенчан миниатюрной чешуйчатой главкой, поднятой над шлемовидной кровлей восьмигранного барабана. Пониженная полуциркульная апсида и широкая трапезная, придельные алтари которой частично прикрывают основной объем, равны по высоте. С запада устроен небольшой притвор с купольной кровлей. Храм окружен профилированным цоколем. Углы четверика подчеркнуты широкими огибающими лопатками, а венчает его профилированный карниз с поясом мелких двухступенчатых консолек. Окна боковых фасадов размещены по двум осям, оформлены вдавленными ступенчатыми рамками, которые в верхнем ярусе завершены килевидными кокошниками, а в нижнем – дополнены колончатыми наличниками с разорванными фронтонами в духе нарышкинского барокко. Стены апсиды и трапезной венчают простые ступенчатые карнизы. Окна придельных алтарей в профилированный рамках с треугольными фронтончиками, по-видимому, относятся к первоначальному периоду строительства, а тройные итальянские окна на боковых фасадах – результат перестроек 19 века. Аналогичные тройные окна украшают также боковые фасады западного притвора. Храмовый четверик перекрыт восьмилотковым сводом с восьмигранным отверстием светового барабана в шелыге. Узкие диагональные грани опираются на плоские тромпы. Три арки ведут в алтарь, конха которого прорезана тремя распалубками над окнами. Трапезная перекрыта поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами; в притворе – плоский потолок. Внутри, в основании свода и под окнами второго света, проходят профилированные карнизы с сухариками. Верхний ярус стен и свод четверка украшены живописью. В своде она относится к 1-й половине 19 века и интересна как пример живучести барочный традиции в росписях провинции. На основных гранях в поздних тянутых обрамлениях помещены многофигурные композиции на библейские темы, на диагональных – святые в рост, под ними в сияниях – символы веры. Общий колорит росписей теплый, высветленный, построенный на сочетании бледно-зеленого фона стен, охристых тонов в рокайльных орнаментах и оливково-зеленоватых в сюжетных композициях. Плохо сохранившаяся на боковых стенах (евангелисты) сильно прописана маслом, а роспись западной стены с сюжетной сценой в профилированном тянутом квадифолии и фигурами ангелов по сторонам появились в начале 20 века. Главный иконостас, голубой, с позолоченными деталями и колоннами, выкрашенными под мрамор, перевезен из церкви Рождества Богоматери в с.Реброво Галического района. Он выполнен в 1820-30-е годы в стиле классицизма. Два яруса стройных колонн с коринфскими капителями несут неполные антаблементы с гладким фризом и профилированным карнизом, декорированным мутулами и резными розетками. Раскреповки антаблементов образуют подобия двухколонных портиков. Царские врата украшены гирляндами их виноградных гроздьев. В храме сохранилось покрытие из чугунных плит с изображением букетов в круглой рамке.

Фото - Julia Nelson.
По материалам сайта http://sobory.ru



Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
 
    Комплекс, состоящий из двух церквей расположен на одной из центральных улиц города. Оба здания – холодный Преображенский и теплый Благовещенский соборы (последний стоит в нескольких метрах севернее) – обращены к улице западными фасадами. В дореволюционной историко архитектурной литературе имеются сведения о существовании на этом мете в глубокой древности монастыря с деревянной Преображенской церковью, замененной впоследствии каменным собором того же посвящения. В 1609 г монастырь был сожжен отрядом полковника А.Лисовского и с тех пор не восстанавливался, а его соборная церковь обращена в приходскую. В 1774 при попечение епископа Костромского и Галичского Симеона II рядом с ней в нескольких метрах южнее был выстроен существующий ныне новый Преображенский собор. Старая же церковь была разобрана за ветхостью в нач. 19 в. В 1808 -15 гг. на ее месте по заказу бывшего городничего Галича А.А.Левшина был возведен Благовещенский собор. Тогда же территорию вокруг обоих храмов обнесли кирпичной оградой, в линии которой с западной стороны от Преображенского собора располагалась колокольня.
    В настоящее время оба здания, несмотря на утрату завершений и поздние пристройки, продолжают оставаться заметными архитектурными доминантами в застройке ул. Свободы. Особенно активную роль играет вынесенный на красную линию улицы Благовещенский собор, выделяющийся монументальными пропорциями объема.
    Собор Благовещенский, сооруженный в стиле классицизма, получившего несколько провинциальную окраску, по своим типологическим признакам интерпретирует один из характерных для начала 19 века вариантов центрического храма с колонными портиками на всех фасадах. Приземистый четырехстолпный четверик его основного объема, некогда завершавшийся пятиглавием, с востока и запада дополняют равновеликие прямоугольные в плане апсида и притвор. В насто
 ящее время здание искажено со всех сторон кирпичными пристройками советского времени, восточный портик утрачен, а от пятиглавого завершения остался лишь центральный световой восьмерик с более узкими диагональными гранями, покрытый полусферической крышей с архаичными для классицизма полуглавиями. 
      Фасады здания отличаются скупым, лаконичным декором. Доступные для обозрения центральные части северного, южного западного фасадов выделены плоскими ризалитами, соответствующими расширенным центральным интеркупольным четырехколонных тосканских портиков. Поднятые на постаменты колонны портиков с профилированными белокаменными базами и капителями поддерживают проходящий по периметру объема массивный антаблемент с широким карнизом огрубленного рисунка. Треугольные фронтоны портиков разобраны, а существующий ныне фронтон на западном фасаде сложен в советское время. Прямоугольные без обрамления окна украшены под подоконниками прямоугольными нишами. На ризалитах в центре фасадов помещены тройные окна с более узкими фланговыми проемами. На гранях восьмерика, ориентированных по сторонам света, им соответствуют тройные окна с арочными центральными проемами. 
     В интерьере четыре мощных, усложненных в сечении столба, служащие опорами венчающего храм восьмерка, организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста, «рукава», которого перекрыты крестовыми сводами, закрестовья – полулотковыми. Перекрытие восьмерика, открывавшегося в интерьер храма, скрыто поздним потолком.
       В настоящее время часть зданий собора занимает хлебокомбинат.

по материалам сайта http://sobory.ru