Городскому саду Галича 100 лет.

Городскому саду Галича 100 лет

Городской сад города Галича был официально открыт в мае 1913 года. Это событие было приурочено к торжествам 300-летия царствования Дома Романовых, проходящим в Костроме 19 и 20 мая 1913 года. К этому же событию было приурочено и переименование улицы Успенской, на которой расположен Городской сад в улицу Романовскую.

Идея заложить на месте пустыря и свалки Городской сад исходила из городской Управы во главе которой с 1901 по 1917 года стоял купец 2 гильдии, потомственный почетный гражданин Галича Иван Михайлович Нешпанов.

В годы правления Ивана Михайловича город Галич стал одним из лучших уездных городов России. При нем в Галиче были построены железнодорожный и фабричный поселки, казенные винные склады (1901), водонасосная станция и водопровод (1905), общественные бани (1908), открыты женская (1907) и мужская (1908) гимназии, детский воспитательный приют (1912), построена школа в Рыбной слободе (1902)

При нём в доме купца С. Парфёнова по улице Костромской в 1905 году была открыта народная библиотека, при которой функционировал краеведческий уголок. Из этой библиотеки и краеведческого уголка вышли впоследствии все библиотеки города и краеведческий музей. В 1904 году в доме купцов Архангельских был оборудован на народные средства Зимний театр, а в 1910 году в городском саду строится Летний театр. В Галиче работало несколько театральных коллективов, несколько хоров. Ставились не только полноценные драматические спектакли, но и оперы и музыкальные оперетты.

При И.М. Нешпанове в 1909 году выпускницей консерватории Адель Конродовной Барсуковой была открыта первая музыкальная школа в Галиче.

В Галиче работала типография и издавалась газета «Галичанин», редактором которой был талантливый человек Давид Яковлевич Левенталь.

(«Памятники архитектуры Костромской области. Каталог». Кострома. 2001. Вып. III. С. 86, 89, 91, 115, 131, 148. Арх.: ГАКО. Ф. 200. Оп. 6. Д. 424. Л. 669 об.- 671; Д. 2143. Л. 55 об- 56; Д. 2508. Л. 256 об.; Р. 6. Оп. 3. Д. 80. Л. 120 об.; Р. 7. Оп. 6. Д. 1811. Л. 767).

Общее количество предприятий в Галиче в 1905 году равнялось 23, а уже в 1912 году оно выросло до 68. Это давало ощутимые доходы в городскую казну. (Л.Белов, В.Касторский, Н.Соколов – «Галич», Костромское изд-во, 1959 г.)

Если Иван Михайлович был идеологом закладки Городского сада, то исполнителем этого проекта был Вячеслав Иванович Богомолов. В.И. Богомолов был женат на дочери влиятельных в Галиче купцов Алексея Гавриловича и Анны Васильевны Дубовых, но не продолжил купеческие традиции, его увлечением был театр.

Вячеслав Иванович уезжает в Москву и работает в Московском Художественном театре в должности заместителя директора по хозяйственной части, поскольку не мог стать актёром по состоянию здоровья.

Городскому саду Галича 100 летВ 1906 году В.И. Богомолов возвращается в Галич. Московский Художественный театр уехал в заграничную поездку, куда он ехать не мог т.к. тяжело заболел.

Поправившись после болезни, Вячеслав Иванович создаёт в Галиче театральный коллектив.

Общественная деятельность Богомолова не ограничивалась только театром. Он основал в Галиче общество «Помощь бедным детям». Давали ребятам обувь, одежду, устраивали ёлки. Основал ещё «Вольное пожарное общество», куда вошло много трудоспособного мужского населения. Галич в те годы был плохо защищён от пожаров и Вячеслава Ивановича волновал этот вопрос. Имеющаяся пожарная дружина плохо справлялась со своими обязанностями, приезжала на пожар с опозданием и с пустыми бочками.

Добровольное пожарное общество было создано. Были куплены хорошие пожарные насосы с таким количеством рукавов, что их хватало дотянуть до источника воды, в какой бы части города не случался пожар. Не было лошадей, но по тревоге сразу закрывали все магазины и хозяева, и приказчики (все были членами общества) впрягались сами в насосные установки и устремлялись на пожар.

Общество устраивало вечера, маскарады, гуляния. На эти деньги покупался инвентарь, пожарные насосы.

Это «Вольное пожарное общество» и заложило в 1907 году Городской сад. Уже к 1910 году Городской сад стал любимым местом отдыха галичан. Одновременно облагораживались старые городские валы, устанавливались лестницы для подъёма на них и высаживались деревья. Они тоже были любимым местом прогулок галичан. Там, где в конце улицы Благовещенской в валах был провал (там стояла сторожевая башня) был построен удобный мостик, что мы видим на фотоснимке М. Смодора.

Городскому саду Галича 100 лет

Вот как об этом времени вспоминает Сергей Иванович Бородатов, племянник Вячеслава Ивановича Богомолова:

Городскому саду Галича 100 лет«Я вспоминаю, как в годы детства мать моя водила меня на прогулки в Городской сад. Сад был небольшой, но очень чистый. Со всех сторон он был окружен досчатым забором, довольно красивым, всегда исправным. В заборе было двое ворот: одни (главные) – с Успенской улицы, вторые выходили к валу. В саду росли тополи, было несколько пихт, берез, много рябин, кусты сирени и две большие клумбы с цветами. Вдоль сада шли 3 аллеи. В конце средней, у вала, была единственная в саду постройка – большая беседка.

Потом на средней аллее появились постройки: для буфета с небольшой кухней, для небольшого оркестра и три круглых беседки (по другую сторону аллеи). В каждой стоял стол и 3-4 стула. В них желающим подавали чай, мороженое и пр., что было в буфете.

По вечерам в четверг и воскресенье играл небольшой оркестр: четыре еврея из местных ремесленников (две скрипки, контрабас и флейта). Гуляющих в эти дни в саду было особенно много. Играли они превосходно.

В саду, повторю, всегда было чисто подметено, цветы и газоны – в полном порядке. Очевидно, это делалось с привлечением заключенных из соседней пересыльной тюрьмы.

Когда в Галиче организовалось «Вольное пожарное общество», оно взяло шефство над садом. Появились аттракционы, была построена сцена со скамейками для зрителей (Летний театр). На сцене выступал довольно часто большой хор из членов общества с исполнением народных песен. Стали проводиться гуляния с платой за вход, и в заборе появились «лазы» для тех, кто не мог купить билет».

Вот таким видели галичане Городской сад в 1912 году.

Городскому саду Галича 100 лет

И очень любили фотографироваться в аллеях любимого сада.

Городскому саду Галича 100 лет

Как уже было сказано выше «Вольное пожарное общество» устраивало вечера, маскарады, гуляния. На эти деньги покупался инвентарь, пожарные насосы.

Городскому саду Галича 100 летБольшая помощь обществу была оказана артистом Большого Императорского театра Барсуковым, семья которого жила в Галиче и куда он приезжал на лето. Вот как о нём вспоминает Софья Дмитриевна Лубенина.

«Барсуков Степан Данилович – артист Большого Императорского театра в Москве. Имел музыкальное образование. Пению учился в Италии. Человек с интересной судьбой. Родился в тюрьме или вместе с родителями туда попал, но петь начал в тюремной церкви мальчиком. Учился на сапожника. На его пение обратила внимание некая княгиня. Она и отправила его учиться в Италию. Барсуков обладал красивым лирическим тенором.

К моменту приезда в Галич Степан Данилович отслужил в Большом театре 10 лет.

С.Д. Барсуков приехал в Галич вместе с семьёй в 1909 году. Сняли в аренду дом. Он находился на углу нынешних улиц Свободы и Клары Цеткин. При доме был сад.

Жена Степана Даниловича Адель Конрадовна окончила консерваторию. В 1909 году она открыла в Галиче музыкальную школу. Школа была платная».

К сожалению, Вячеслав Иванович Богомолов умер в 1909 году, и ему не суждено было встретиться с С.Д. Барсуковым, но созданное им «Вольное пожарное общество» продолжало жить и помогать театру в Галиче и содержать Городской сад.

Степан Данилович проводил в Галиче все лета.

Городскому саду Галича 100 лет
Дом в котором жила семья С.Д. Барсукова с 1909-1913 гг. Фото Н.Сотникова 2008 г.



Летом 1910 года в Городском саду Барсуков С.Д. поставил «Русалку» Доргомыжского. С этой постановки в Галиче заработал Летний театр, специально построенный в Городском саду. Организация его была осуществлена «Вольным пожарным обществом».

С.Д. Лубенина вспоминает: «Русалка» была исполнена в Летнем театре в декорациях Большого театра, которые привёз в Галич Степан Данилович.

Барсуковым был создан прекрасный хор из девушек работниц (надомниц) и трудовой молодёжи.

В «Русалке» роль князя пел Барсуков, Мельника – Л. Кропин. Хор русалок (в костюмах) был из галичан.

Общественные гуляния и спектакли приносили «Обществу» солидные суммы.

Летом 1911 года Барсуков ставит в театре пролог из «Снегурочки». Ему помогал Лубенин Александр Дмитриевич (родной брат С.Д. Лубениной). В этом спектакле принимали участие: Мария Сергеевна Лебедева-Загорова (Весна), Шигарина Зинаида (Снегурочка), Валентин Александрович Макаров (Леший), Георгий Романович Соболев (Бобыль), Мария Ивановна Ёлшина (Бобылиха), Мороза пел студент Л.Л. Кропин. Спектакль шёл под аккомпанемент жены Барсукова – Адель Конрадовны. В спектакле принимал участие хор Галичского «Общества любителей вокального музыкального искусства». Птиц в спектакле изображала детская группа любителей (дети портних, белошвеек и др.)».

Кроме спектаклей Барсуков ставил в Галиче концерты.

Семья жила в Галиче до 1913 года. Последний раз Степан Данилович приезжал в Галич летом 1914 года с концертом.

Свою фотографию (приведённую в тексте) С.Д. Барсуков подарил С.Д. Лубениной в 1912 году, а познакомилась она с Степаном Даниловичем в 1911 году.

После Октябрьской революции 1917 года Городской сад продолжал радовать галичан своими мероприятиями. Продолжал успешно функционировать Летний театр, работала танцевальная площадка, играл духовой оркестр под руководством Дориенко.

Городскому саду Галича 100 лет

Газета «Знамя труда», 1919 год, напечатала рецензии на спектакли «Прахом прошло» и «В неравной борьбе», где отмечался революционный подъём и хорошая игра артистов: В. Александрова, Жигалова, Полозова и Полозовой, Лубениной, Баженовой-Красовской.

Были и курьёзные случаи. Так в заметке «Галичанина» «О последнем спектакле «Власть тьмы» было напечатано. «С удовольствием приходится отмечать хорошие постановки репертуара и умелый подбор и распределение артистических сил режиссёром нашей галичской труппы А.И. Измаиловым. В сравнительно недолгое время труппа сумела зарекомендовать себя перед лицом зрителей с лучшей стороны. Поставленная в воскресение 6-го июля в Городском саду, тяжёлая бытовая драма Л.Н. Толстого «Власть тьмы», несмотря на сложность постановки и исполнения, удалась как нельзя лучше, принимая во внимание сравнительно короткий срок её подготовки. Драма смотрелась с живым интересом всеми. Художественная игра артистов приковывало внимание зрителей. Артисты были все на своих местах. Замечалась продуманность и исполнение каждой роли.

К сожалению, крупные расходы по постановке, вынудили увеличить плату за вход в театр на места, и поэтому со стороны некоторых граждан слышался ропот. Плюс к этому – спектакль начался почти в 10 часов и затянулся до 3-х ночи.

Администрации театра и сада не мешало бы принять меры для устранения этого недостатка».

В 30-х годах прошлого века в Городском саду проходила сельскохозяйственная выставка. Замечательный фотохудожник Галича М.Смодор запечатлел своим фотоаппаратом, как был оформлен вход на эту выставку.

Городскому саду Галича 100 лет

После революции 17 года плац караульной роты, что находился рядом с Городским садом, стал стадионом, тоже любимым галичанами.

В послевоенные годы Городской сад и стадион были любимыми местами отдыха галичан. С ранней весны и до поздней осени танцплощадка была заполнена молодёжью. Танцевали под пластинки. Два раза в неделю играл духовой оркестр. В такие дни на танцплощадке яблоку не было места упасть.

Городскому саду Галича 100 лет

В Летнем театре проходили концерты художественной самодеятельности, ставились театральные спектакли. В аллеях Городского сада гуляли галичане всех возрастов. Любили галичане гулять и по валам. Они всегда были аккуратно выкошены, с исправными лесенками и перилами. Рядом с валами не было свалок.

Городскому саду Галича 100 лет

По фасаду Городской сад имел красивую кованую решётку.

В конце 60-х годов прошлого века на танцплощадке Городского сада всё чаще стали играть вокально-инструментальные оркестры. Электронная музыка стала вытеснять духовой оркестр.

В 1984 году, в год 825-летия Галича, был построен новый стадион «Спартак» и территория старого стадиона была передана Городскому саду, который стал именоваться Городским парком. Был сломан Летний театр, помнящий многих знаменитых и талантливых актёров, спилены многие деревья, ликвидирована танцплощадка. На месте уютных тенистых аллей поставили качели. Сад потерял свою привлекательность, уют тенистых аллей, который так любили галичане. Новый театр и асфальтированная танцплощадка были построены на территории бывшего стадиона.

Городскому саду Галича 100 лет

Изменился фасад теперь уже Городского парка. Красивые кованые решётки были уничтожены и заменены на забор из отходов экскаваторного завода. Парадный вход в парк выглядел, как вход огород.

Городскому саду Галича 100 лет

 

И только к празднованию 840-летия Галича Городской парк снова обрёл достойную ограду.

Городскому саду Галича 100 лет

В парке появились аттракционы. На месте качелей построили детскую площадку.

Городскому саду Галича 100 лет

Дом культуры, в чьём ведение находится Городской парк, делает всё возможное, чтобы привлечь внимание галичан к своему парку. В летнее время в парке проводятся всевозможные конкурсы, устраиваются концерты, возрождаются танцевальные вечера. Зимой проводятся елочные праздники.

Городскому саду Галича 100 лет

Но парк пока ещё не стал любимым местом галичан, каким он был до 60-х годов прошлого века. В парке не хватает тенистых аллей из красивых деревьев – берёз, лип, рябин, сирени. Дорожки хотелось бы видеть выложенными разноцветной тротуарной плиткой. Танцевальная площадка должна быть выполнена из такого материала, на котором удобно танцевать. В парке должно быть «море» цветов, много удобных скамеек и стендов, отражающих историю и настоящее города Галича. Украшением парка был бы фонтан скульптуры малых форм. И тогда галичане снова пойдут в свой парк, он снова станет уютным и привлекательным, таким, каким он был 100 лет назад.

Н.В.Сотников