Троицкий собор будет восстановлен
 
      12 октября 2008 года исполнилось 150 лет со дня освящения самого большого храма нашего города – Троицкого собора Староторжского женского монастыря. Эта  святыня Галичского края уже несколько десятилетий лежит в руинах, взывая к галичанам о помощи. В настоящее время милостью Божией Троицкий собор начинает возрождаться...
 
Галичский Староторжский монастырь...

 

 
      Уже более пяти столетий стоит он на берегу Галичского озера, отражаясь в его водах, как в  зеркале. Его история начинается с середины XV века.    
       В январе 1450 года последний галичский князь Дмитрий Шемяка потерпел поражение от войска московского великого  князя Василия Тёмного в битве под стенами крепости, расположенной на  Балчуге, и бежал из Галича в Великий Новгород. Вся огромная территория Галичского удельного княжества была присоединена к великому княжеству Московскому и стала управляться наместниками московского великого князя.
      В конце XV века крепости на Балчуге окончательно потеряли свое оборонительное значение. По распоряжению московского правительства, укреплявшего границы своего княжества, на равнинном месте, в излучине реки Кешмы, в центре современного Галича, была построена новая крепость,  земляные валы которой сохранились до нашего времени. В новой крепости заново были построены храмы, воеводская изба и усадьба, жилые дома бояр, дворян, детей боярских... Рядом с крепостью возникли посад, где разместились ремесленники,  торговые люди и новая торговая площадь. Старый торг у пришедшей в упадок крепости на Балчуге  был заброшен. На этом пустыре и был основан монастырь, названный галичанами  Староторжским.
     Основал этот монастырь преподобный Иаков, ученик преподобного Паисия Галичского.
      Биографические сведения о преподобном Иакове очень скудны. Из жития преподобного Паисия,  игумена Галичского Успенского мужского монастыря, известно, что преподобный Иаков был  священником в Успенском монастыре в то время, когда игуменом там был преподобный Паисий. Однажды во время пожара, вспыхнувшего в монастыре, именно он, инок Иаков, спас из огня  чудотворный образ Божией Матери, именуемый «Овиновским».
        Он выбил бревном запертые церковные двери, вошёл в пылающую в огне церковь, взял чудотворный  образ и вынес его оттуда сквозь пламя. От нестерпимого жара серебряный с позолотой оклад на  иконе полностью расплавился, сама же икона, написанная на деревянной доске, а также руки и волосы Иакова остались целыми и не тронутыми пламенем.
       После этого пожара преподобный Иаков не остался в монастыре, а удалился в один убогий  галичский дом, где основал обитель иноков. В ней он впоследствии скончался и был погребён на  кладбище странных. А после своего преставления Иаков Галичский прославился чудесами, бывшими  при его гробе, особенно исцелениями от «лютых трясавиц».
        В рукописи XVII века, принадлежащей Императорскому Обществу Истории и древностей Российских,  упоминается и этот угодник Божий. В ней сказано, что «преподобный Иаков Галичский, новый 
чудотворец, положен на правой стороне под церковью Бориса и Глеба, под алтарём на посаде, на Староторжье, подобием аки Зосима Соловецкий. На гробе его образ, а в церкви другой. Схима на  плечах». День памяти преподобного Иакова Русская Православная Церковь отмечает 30 мая  (12  июня по новому стилю).
        Поначалу церковь святых мучеников Бориса и Глеба, где покоились мощи преподобного Иакова Галичского, была деревянной. В 1770 году, когда монастырь уже был преобразован в женский деревянная церковь была разобрана. В 1833 году игуменья Староторжского женского монастыря,  Таисия, построила на месте упокоения преподобного Иакова небольшой каменный двухэтажный  храм, верхний этаж которого был освящён во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
        В годы советской власти этот храм разрушили до основания. Сейчас здесь устроена спортивная  площадка Галичского педагогического колледжа. Где в настоящее время находятся мощи  преподобного Иакова Галичского, свято почитаемые православными галичанами до 20-х годов  двадцатого столетия – никто не знает …
        Что представлял собой монастырь по своему внутреннему и внешнему устройству в первые два 
века своего существования – неизвестно. Первые сведения о нём появляются в 1635 году в  Галичской Писцовой книге, составленной князем Микифором Мещерским. В ней монастырь показан  бедным, малолюдным и скудным своими средствами, одним из тех монастырей, каких было  множество после разорений Смутного времени. Многие монастыри в то время за скудостью и  отсутствием монашествующих или упразднялись совсем, или преобразовывались. Эта участь постигла и Староторжский монастырь. В  1668 году он был преобразован в женский.
       
 В продолжение двух с половиной столетий сестры монастыря сумели не только сохранить  монастырь, но и расширить его и довести до настоящего благоустройства.
         «Посетитель ... монастыря не найдёт здесь какой-либо прославленной святыни, каких-либо  зданий, замечательных своей древностью или архитектурой, не увидит здесь богатства,  драгоценностей, предметов старины и вообще чего-либо такого, чем славятся многие обители и  чем привлекают к себе богомольцев и путешественников»...
        
Так начал историческое описание монастыря его последний священник отец Виктор Орлов в книге  «Галичский Староторжский Николаевский женский монастырь», выпуск которой он приурочил к  300-летнему юбилею Царствующего Дома Романовых.
        И хотя монастырь считается древним, в нём действительно не было прославленных святынь,  внешнего богатства и драгоценностей (в мирском понимании). Но этот монастырь, как и многие  монастыри России, был оплотом и твердыней истинной веры Православной. Здесь теплилась  лампада монашеского делания, ежедневно, тихо и незаметно для внешнего взора, на протяжении  многих веков неустанно творилась у Престола Божьего молитва за Россию, о благоденствии  православного народа, о  небесном заступничестве за него.
          «...Галичская женская обитель направляла все свои силы на внутреннее благоустройство, на  жизнь, согласную с заветами Господа Иисуса Христа, на воспитание своих чад в смирении,  преданности воле Божией, в труде, терпении и взаимной христианской любви...» – пишет в своей  книге отец Виктор.
         Ревностное отношение к вере, благочестие и забота об устроении духовных дел были первой и  главной заботой для всех игумений настоятельниц Галичского Староторжского монастыря.
        Главный храм монастыря – Троицкий собор вместе с окружающим ландшафтом создает
незабываемое  впечатление красоты и величия. Это можно сказать с уверенностью, стоит только взглянуть на  фотографию В. Н. Кларка, сделанную в 1908 году. Даже сейчас, после многолетнего упадка, он  всё ещё сохраняет свое исключительное значение для формирования архитектурного облика  города.
Возведение собора, освящённого во имя Святой Троицы, началось 170 лет тому назад. Коренным  образом переустраивать Староторжский монастырь и заменять все его тесные, малые, ветхие  строения новыми, прочными, каменными начала энергичная и предприимчивая игуменья Таисия.

          15 мая 1838 года она подала прошение о разрешении строительства храма во имя Святой Троицы с  приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. План и фасад храма,  составленный архитектором Львовым и утверждённый Костромской Губернской Строительной  Комиссией, был отправлен Епархиальным начальством в Департамент Государственного Хозяйства.  Его рассмотрели и изменили в Комиссии Проектов и Смет при Главном Управлении Путей Сообщения  и Публичных зданий. 
          Когда изменённый план был получен, сестры монастыря увидели, какие громадные средства  необходимы для строительства храма. Но надежда на помощь Божию и уверенность в отзывчивости  сердца русского человека поддерживали их бодрость и дали им силу преодолеть все препятствия,  которые встретились у них на пути к достижению намеченной цели.
          
Более 20 лет, начиная с 1839 года, то три, то четыре монахини ходили по разным городам,  сёлам и деревням Православной Руси, и не только Европейской, но и Азиатской её части, и  собирали подаяние. Сборщицы ходили по Петербургской, Московской, Нижегородской, Казанской,  Вологодской, Костромской, Вятской, Владимирской, Пермской, Новгородской, Тверской,  Ярославской, Тамбовской, Уфимской,  Томской, Иркутской и Енисейской губерниям, а также по  великому княжеству Финляндскому. Собранные Деньги шли на оплату рабочим и на покупку  строительных материалов, кроме кирпича. Кирпич стали вырабатывать свой. Для этого неподалёку  от монастыря был устроен небольшой кирпичный завод.
             Храм Святой Троицы строился при трёх игуменьях: один год при Таисии, семь лет при Ангелине,  и одиннадцать лет при Асенефе. Шесть Костромских Преосвященных оказывали сестрам монастыря  своё высокое покровительство и содействие. Преосвященный Владимир положил первый камень в  основание храма, а Преосвященный Платон освятил его, «положил последний камень», как  выразился сам Владыка.
            В начале 1858 года архитектор Попов освидетельствовал храм и нашёл, что все строительные  работы произведены с надлежащей чистотой в отделке и согласно с проектом. Вначале 1858 года  были закончены внутренние работы, устроены иконостасы, приобретены новые и отреставрированы  старые иконы.

             28 сентября (по старому стилю) 1858 года состоялось освящение Троицкого храма, 30 сентября –  придела Николая Чудотворца и 1 октября – придела Покрова Пресвятой Богородицы. Особо нужно  отметить, что на этом торжестве, впервые в Галиче, была Великая Святыня не только Костромы и  всего Костромского края, но и всей Православной России – Феодоровская икона Божией Матери. С  этого времени галичане ежегодно приглашали Феодоровскую икону Божией Матери в свой город.
Эти ежегодные торжественные встречи галичанами Феодоровской иконы божией Матери продолжались  вплоть до большевистского переворота в России 1917 года.
              В 1891 году назначенная игуменья Анна, монахиня Костромского Богоявленского монастыря, видя  более чем скромное убранство храма и сравнивая его с убранством храма Богоявленского  монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он был покрашен масляной краской,  украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в иконостасах были заменены новыми.  Впоследствии иконостасы были вызолочены. В таком виде храм существовал до октябрьской  катастрофы 1917 года.

          Ворота и часть надвратной колокольни начали строиться при игуменье Асенефе. Её преемница  игуменья Анна, назначенная в 1891 году, закончила колокольню в 1894 году по плану колокольни  Костромского Богоявленского монастыря. На колокольне было 8 колоколов, самый большой из них  весил почти 300 пудов, т.е. около пяти тонн. Игуменья Анна, бывшая монахиня Костромского  Богоявленского монастыря, видя более чем скромное убранство храма и сравнивая его с  убранством храма Богоявленского монастыря, решила придать храму более благолепный вид. Он  был покрашен масляной краской, украшен убранством и живописью. При ней старые иконы в  иконостасах были заменены новыми, а сами иконостасы были вызолочены.
         В таком виде храм и просуществовал до 1917 года.
         Вот как описывает его священник отец Виктор Орлов в своей книге:

        «Храм крестообразный, одноэтажный, пятиглавый, тёплый. Снаружи оштукатурен и окрашен  известью. Крыша железная, покрыта медянкою. Купол и главы крыты тоже железом и окрашены  белилами. Шары на них и кресты вызолочены.
         Длина храма – 16 сажен и один аршин, ширина – 11 сажен, а вышина – 12 сажен. На правой  стороне храма – шесть окон, на левой – пять и в алтаре – два окна. Купол имеет восемь окон. Все они ограждены железными решётками. Свод храма поддерживается четырьмя массивными  колоннами, которые разделяют храм на три части, или на три храма: средний – во имя Святой  Троицы, правый – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левый – во имя Святителя Николая  Чудотворца. Придельные алтари отделяются от главного деревянными оштукатуренными стенами и  соединяются с ним проделанными в этих стенах арками.
           В западной части каменная стена отделяет храм от притвора, а три стеклянных двери соединяют  их. Весь храм оштукатурен, окрашен масляной краской и украшен уборкою и живописью. Полы в  храме деревянные, крашеные. Алтари возвышаются над полом храма на один аршин и соединяются с  ним пятью ступенями. И в главном, и в придельных храмах устроены по два клироса. Амвоны в  придельных храмах ограждены деревянными решётками, а в главном – железными. По сторонам  храма и пол на четверть аршина возвышен и ограждён деревянными решётками, а в западной –  железными. У правой задней колонны устроено место для настоятельницы монастыря. Для  помещения ризницы устроены шкафы: два в западной части  храма и два в алтаре Святой Троицы.  Из притвора три деревянных двери ведут на паперть, которая представляет собой открытую  каменную площадку с четырьмя круглыми колоннами и 13 ступенями».
             При советской власти, в 1936 году, монастырь был упразднен. Была разобрана надвратная  колокольня, новые хозяева снесли церковь Бориса и Глеба, сравняли с землей монастырское  кладбище. Троицкий собор лишился крестов, четырех глав, и был отдан под электростанцию.

Пропало монастырское имущество: архив, иконы, ценности, библиотека. В конце 50-х  монастырские постройки передали под учебные корпуса и общежитие Галичскому педагогическому  училищу. Тогда были снесены монастырские конюшни и разобрана ограда.
           Заботами Владыки Александра, Архиепископа Костромского и Галичского, первые реставрационные  работы по восстановлению Троицкого собора Галичского Староторжского монастыря были начаты в  1994 году. Их проведению помогала и городская администрация. Большую помощь реставраторам оказал бывший главный архитектор города, ныне  покойный, С. Н. Дровенков. Газета «Галичские известия» писала в 1994 году о том, что именно  на его плечи легла тогда кропотливая и  нелёгкая работа по восстановлению чертежей по старинным фотографиям А. П. Шевякова и М. М. Смодора. Сергей Николаевич сделал проекты  боковых башен собора и сам лично курировал проводившиеся тогда реставрационные работы. В  1994 году реставрационные работы ограничились устройством купольной кровли, и в дальнейшем  были приостановлены.
              И вот в 2006 году на ходатайство Архиепископа
Костромского и Галичского Александра отозвался  Благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца, основной деятельностью которого  является восстановление Российских святынь, освящённых в честь Святителя и Чудотворца  Николая Мирликийского.
              Началась многотрудная работа по восстановлению нашей святыни.
 
 (По материалам газеты «Галичские известия»)
подготовил Mikhail.