АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ И ИСПОПЬЗОВАНИЮ ИСТОРИЧЕСКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
КОСТРОМА 2004 г.
Под редакцией С.Н.Конопатова
Авторы:
Т.В.Йенсен
И.Ю.Кондратьева
Л.И.Сизинцева
Г.К.Смирнов
Т.П.Сухарева
При подготовке статей о районных музеях использованы материалы, любезно предоставленные сотрудниками музеев; при описании интерьеров культовых памятников, а также в статье о градостроительстве Костромы советского периода использованы материалы С.С.Катковой.
Фотоиллюстрации — Г.М.Иванов
Техническое обеспечение — Ю.О.Гарнов
© Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия, 2004 г.
© Г.М.Иванов (фотосъемка), Т.В.Йенсен, И.Ю.Кондратьева, Л.И.Сизинцева, Г.К.Смирнов, Т.П.Сухарева, 2004 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Исторические города и села — наиболее ценная часть культурного наследия, доставшегося нам от предшествующих поколений. Образцы планировки и застройки, архитектурные ансамбли и отдельные памятники, археологические объекты и культурный слой, хранящий уникальную научную информацию об исторических событиях, утраченных сооружениях, быте людей, — все это делает поселение историческим. Лишь любовь к историческому прошлому, понимание непреходящей ценности культурного наследия помогут нам сохранить его и передать последующим поколениям.
Эта книга посвящена 11 городам и селам Костромской области, включенным в список исторических населенных мест Российской Федерации. Однако в Костромской области немало других уникальных мест, не имеющих пока статуса исторического поселения; среди них — Парфеньево, Вохма, Кадый, Унжа, Судай и другие. Возможно, им будут посвящены последующие издания.
Книга состоит из кратких очерков, знакомящих читателя с историей, архитектурой, музеями исторических поселений, являющихся центрами административных районов области. Большинство из них традиционно были центрами прилегающих к ним земель, поэтому в книге рассказывается об их общей исторической судьбе, о наиболее значительных архитектурных ансамблях и памятниках в ближайших окрестностях этих поселений. В конце книги помещена статья о костромских зодчих, на протяжении нескольких веков трудившихся над созданием неповторимого облика исторических городов и сел края.
Надеемся, что книга будет интересна всем тем, кому дорога история и культура Костромского края, и позовет в дорогу любителей путешествий по историческим местам России.
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
Костромская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР 13 августа 1944 г. из ряда районов Ярославской, Ивановской, Горьковской и Вологодской областей. Область расположена на севере центральной части Восточно-Европейской равнины, в бассейне верхней Волги. Граничит с Вологодской, Ярославской, Ивановской, Нижегородской и Кировской областями. Ее площадь составляет 60,1 тыс. кв. км, население 737,5 тыс. человек. В Костромской области имеется 24 района, 12 городов, 8 рабочих поселков, 274 сельские администрации.
Главная река — Волга с Горьковским водохранилищем, протекающая в юго-западной части области, в нее впадают крупнейшие реки области: Кострома, Унжа, Ветлуга, имеющие многочисленные притоки. В западной части области находятся крупные озера - Галичское (18x6 км) и Чухломское (8,6x7,2 км), соединяющиеся с рекой Костромой. Свыше 74 % территории области покрывают леса, на севере преобладают хвойные породы, на юго-западе – лиственные.
Костромская область входит в Центральный экономический район. В области развиты текстильная, лесная, деревообрабатывающая, машиностроительная, пищевая промышленность, энергетика. Под Костромой находится одна из крупнейших в Европе ГРЭС. Основное направление развития сельского хозяйства – животноводство. Территорию области с запада на восток пересекает линия Северной железной дороги, железная дорога связывает Кострому с центрами соседних Ярославской и Ивановской областей. Обширна и разветвлена сеть автомобильных дорог, среди них – автодороги общегосударственного значения.
Костромская область в современных границах включает в себя основную часть бывшей Костромской губернии, которая существовала с 1796 по 1917 г. в Российской империи и с 1917 по 1929 г. в составе РСФСР. Губерния была образована вместо Костромского наместничества, созданного в 1778 г. и впервые охватившего все пространство, занимаемое нынешней областью. До создания наместничества на территории области существовали различные административно-территориальные единицы, самыми ранними из которых являются Костромское и Галичское княжества, упоминаемые в летописях в 13 в. Свидетельством многовековой истории края является его богатое и разнообразное историко-культурное наследие.
В настоящее время под государственной охраной в области находится около 2500 памятников, отражающих различные стороны общественной, производственной и культурной деятельности людей, населявших территорию области с эпохи мезолита до наших дней. Особую ценность представляют древнейшие города Костромского края: Кострома, Галич, Солигалич, Нерехта, Чухлома и другие, сохранившие уникальные градостроительные ансамбли, многочисленные архитектурные и исторические памятники, природные ландшафты. 11 поселений области включены в Список исторических населенных мест Российской Федерации. Замечательные художественные и краеведческие собрания хранят музеи области, среди которых 3 государственных музея с 19 филиалами и 6 муниципальных.
Галич, панорама города.
Город Галич расположен в 124 км к северо-востоку от Костромы, на берегу крупнейшего в области Галичского озера. Это один из древнейших городов края, основан во 2-й половине 12 в., во времена княжения Юрия Долгорукого. В 1246 г. Галич стал столицей самостоятельного княжества, которому принадлежали обширные земли, составляющие значительную часть современной области. В истории России Галич более всего связан с феодальной войной 1-й половины 15 в., после бурных событий которой он окончательно был присоединен к Москве, став центром уезда. В 1709 г. Галич вместе с другими северо-восточными городами отошел к Архангелогородской губернии, в 1778 г. вошел в состав Костромского наместничества, а затем губернии. Став уездным городом, Галич получил свой герб: в червленом поле воинская арматура с выходящим из нее крестом Иоанна Крестителя.
В течение 19 и 20 вв. Галич развивался как один из крупных промышленных центров края. В настоящее время это центр района Костромской области с населением 19,2 тысячи человек, один из крупных культурных центров области. Город отличает не только цельность исторической за стройки, представляющей значительный историко-культурный интерес, но и хорошая сохранность элементов дорегулярной планировочной структуры эпохи Древней Руси.
ИСТОРИЯ
В старых путеводителях о городе Галиче можно прочесть: "Ни один из городов Костромской губернии не возбуждает столько исторических воспоминаний, как Галич". И, действительно, древний, седой, старинный — все эти эпитеты неизменно приходят на ум, когда речь заходит о Галиче, одном из самых ранних поселений на северо-востоке России. Это ощущение вековечности, вероятно, еще более усиливает древнее как мир Галичское озеро, на берегах которого так живописно раскинулся город.
Галичские земли с древних времен были освоены человеком. Здесь были открыты такие древние неолитические стоянки, как, например, Галичская (Заячья горка), на основе изучения которой, а также других древних поселений специалисты выделяют особую галичскую культуру. На высокой Туровской горе был найден знаменитый Галичский клад — идолы из красной меди, жреческие орудия, медные украшения и другие вещи, которые сегодня можно видеть в Историческом музее в Москве.
До начала славянской колонизации (10-11 вв.) на берегах Галичского озера обитало финно-угорское племя меря, чему сохранилось немало свидетельств и в местных названиях, и в преданиях, и в открытых здесь и изученных археологами древних поселениях. Оттого и сам город, получивший название по Галичу южному (Волынскому), долгое время назывался Галичем Мерьским, а всех жителей этого края славяне именовали одним словом чудь. Память о чуди и о тех временах до сих пор осталась в многочисленных названиях населенных мест, лесов и пустошей: Чудь, Чудца, Чудинево, Чудиха.
Русский историк Татищев относил основание Галича ко 2-й половине 12 в., ко времени княжения Юрия Долгорукого, тщательно укреплявшего границы Ростово-Суздальского княжества, и Галичу в этой связи придавалось особое значение. Он призван был играть роль форпоста Северо-Восточной Руси в освоении Севера и Вятской земли. Из косвенных источников известно, что вплоть до 19 в. сохранялась древняя Галичская летопись, в которой описывалось княжение в Галиче трех братьев, князей Симеона, Андрея и Федора, которые в 1170 г. боролись друг с другом за право княжения. Симеон, победивший братьев, поставил в городе церковь Святого Спаса. Если эти сведения достоверны, то уже во 2-й половине 12 в. Галич был хорошо укрепленным городом с посадом и церквями. Эти сведения подтверждают и археологические исследования галичских городищ.
Из историко-этнографического описания Галича 1871г.
Галич расположен на юго-восточном берегу большого озера, у самой подошвы гор, огибающих его дугою. Если въезжать с костромской дороги, глазам открывается прекрасная панорама: шпицы высоких церквей едва достигают вершин направо) лежащих гор и живописно раз6росанными башнями, домами и лачужками отражаются в водах озера, противоположный берег которого замыкает на горизонте картину синим кольцом окрестных гор, где, изредка, как белые точки, мелькают сельские храмы.
Редкую замечательность Галича и его окрестностей составляют направо лежащие возвышенности. Древность некоторых пунктов на них простирается до времен язычества. Так: Поклонная гора, при склоне к озеру, на архангельской дороге, как говорит предание, была священным местом для мерячей, здесь находилась кумирня, в которой приносились мольбы и жертвы идолу "яриле". Христианская религия вытеснила идолопоклонничество, по потомки мерячей сохраняют по настоящее время воспоминание предания, и выражают его праздничным гуляньем на Поклонной горе, где девушки и женщины в своих оригинальных костюмах песнями, хороводами и играми вспоминают старое время (в день Всех Святых в июле месяце). Это гулянье бывает в продолжение трех дней и оканчивается уже в другом месте, на берегу озера около Рыбной слободы, где, по преданию, будто бы стояла кумирня другого идола "купалы". Здесь собираются жители гулять по берегу озера, кататься на лодках и, наконец, купать и обливать друг друга водою в воспоминание бога Купалы.
Ловля рыбы летом производится сетями и мережами, а зимою известным способом уральских казаков. Старожилы говорят, что Рыбная слобода o6pазовалась от заселения по повелению государыни Императрицы Екатерины II, семействами уральских казаков, вытребованными для более рационального способа рыбной ловли в Галичском озере, где изобилие рыбы, вследствие большого количества впадающих рек и громадной растительности, почти не уменьшается.
Это можно объяснить (по рассказам) названием озера, данным нашими предками, Нерон, — не от имени римского правителя, а от слова неурон, т.е. не потеря в рыбе. На противоположном берегу Галичского озера, против Поклонной горы, существует конусообразная возвышенность, названная Туровской горой (древний пункт времен язычества), на которой, вероятно, тоже находилась кумирня у первобытных народов; впоследствии тут было село Мыльное, оно служило любимою резиденциею князей галичских, проводивших здесь время в занятиях звериной и рыбной охотами.
(Шевяков А. Галич //Галичский край: Коллективный сборник. Галич, 1995, с. 71.)
В русских летописях Галич впервые упоминается под 1238 г. В Лаврентьевской летописи под этим годом было записано, что приходили на Русь татары, всё по Волге пленили и даже до Галича Мерьского. Войска Батыя, подошедшие к Галичу в тот год, увидели практически неприступную крепость – т. н. Нижнее городище, – выстроенную, вероятно, в середине 12 в. у подножия высокого холма Балчуг. Несколько лет спустя, в 1246 г., Галич стал столицей самостоятельного княжества, образовавшегося после смерти великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. В иерархии русских городов того времени Галич стоял много выше Москвы и Костромы, поскольку был дан в удел четвертому сыну князя, тогда как Москва и Кострома — его младшим сыновьям.
Шемякина гора и Никольский Староторжский монастырь, 19-нач. 20 вв.
В 13-15 вв. Галичскому княжеству принадлежали обширные земли в бассейнах Галичского и Чухломского озер, по левобережью Волги, реке Костроме и ее притокам, по среднему и верхнему течению рек Унжи и Ветлуги. Среди населенных пунктов княжества того времени известны Чухлома и Соль Галицкая, Унжа, которые были достаточно богаты и густо заселены. Галич был в это время одним из центров обороны русских земель. Через него шли торговые пути между Северо-Восточной Русью, Севером и Вяткой, так что город быстро богател, а потому не раз подвергался татарским набегам. Даже новгородцы-ушкуйники добирались сюда на быстрых лодках, чтобы поживиться (1389).
В 1-й половине 14 в. Галич вместе со многими другими городами был в составе так называемых "купель" Ивана Калиты. Галичские князья продолжали управлять княжеством, но потеряли свою независимость. Более века стремился Галич при каждом удобном случае освободиться от московского владычества. И в истории России Галич более всего связан с феодальной войной 1-й половины 15в. После смерти московского князя Василия Дмитриевича галичский князь Юрий Дмитриевич не признал московскую систему престолонаследия, от отца к сыну, и пошел войной на Москву. После смерти Юрия Дмитриевича войну продолжили его сыновья — Дмитрий Шемяка и Василий Косой, прозванный так потому, что был ослеплен на один глаз московским князем. В это время, вероятно, и возникает на самой вершине Балчуга вторая галичская крепость — Верхнее городище, — поскольку Галич становится центром московской оппозиции. Дмитрий Шемяка организовал заговор против своего двоюродного брата, московского князя Василия, и был провозглашен великим князем. По его приказу Василий был арестован и ослеплен на оба глаза, отчего и остался в истории как Василий Темный. Однако год спустя после свержения Василий снова взошел на трон. Война эта продолжалась в общей сложности четверть века, но в итоге победа осталась за московским князем. Шемяка бежал в Новгород, где был отравлен, и в 1450 г. Галич окончательно присоединяется к Москве, став центром уезда, в состав которого вошли Судайская, Чухломская, Солигаличская, Пар-феньевская, Кологривская и Унжен-ская осады. Для управления такой огромной территорией в Москве был даже создан особый приказ, называвшийся галичской четью.
От этого времени долго сохранялись в Галиче легенды и сказания, например, о казнях и жестокости Шемяки, о его жадности. Передавали в Галиче из уст в уста легенду о кладе, который покоится на дне Галичского озера. Говорили, что лежат там, в корабле, сокровища Шемяки, но положено на них страшное заклятье. Чтобы вышел нот клад, нужно принести в жертву 2 молодцов и 12 жеребцов и наговаривать: "12 молодцов на 12 жеребцов", а когда жертва уйдет в озеро, появятся сокровища. Рассказывали, что один галичский помещик не поскупился и решил принести в жертву 12 коней и 12 молодцов, но когда те почти ушли под воду и показались корабли, спохватился и пожалел добра, крикнув проклятие: "Будь ты проклят, клад, отныне и до века". Другие говорили, что клад этот — более древний, положен был еще до галичских князей и заклят страшным заклятьем: нужно было закопать, в землю своего первенца-сына живым, и тогда появятся из земли 12 кораблей, нагруженных несметными сокровищами. И что алчный до денег галичский князь Шемяка, вздумав достать клад, не пожалел сына. Корабли стали показываться уже из воды, когда он закапывал сына, но прибежала мать ребенка и успела вытащить его из ямы, а корабли у всех галичан на глазах ушли под воду.
После присоединения к Москве Галич стал опорным пунктом Москвы в борьбе с казанскими татарами, поэтому была построена в Галиче третья по счету, более современная крепость. Оборонное значение Галич сохранял вплоть до 1552 г., когда Казанское ханство было присоединено к Москве. В Смутное время Галич оказался в руках поляков, и карательный отряд под руководством Лисовского сжег город и разорил его полностью. Писцовая книга по городу Галичу засвидетельствовала бедственное положение города после польского разорения. Около 350 дворов в Галиче было признано нищими, не способными платить налоги, большинство жителей этих дворов "померли, или разбрелись безвестно от долгов и от бедности". Из 239 торговых мест пятая часть стояла пустая.
Галич оказался в центре страны, потерял свое оборонное значение, но постепенно окреп экономически, поскольку через него шла торговля с Сибирью. Галич торговал с Архангельском, Вяткой и Москвой, а позднее и с Петербургом. Отсюда шла торговля мехами с Западной Европой и Азией. Исстари занимались в Галиче рыболовством. В озере водились ерши, щуки и лещи, которые в огромных количествах поставлялись в Кострому и Москву. Промысел этот был настолько важным и доходным, что регулировался разными правительственными грамотами и указами. Рыбаки собирались в артели, уплачивали в казну оброк. Со временем возникла в городе и особая Рыбная слобода, первое упоминание о которой относится к 1626 г., но существовала она много ранее. Промысел этот существовал веками и сохранял свое экономическое значение вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Другим промыслом, составившим Галичу известность, было кожевенное производство. Здесь делали замшу из оленьих кож, которые привозили с Севера, дубили кожи на сапоги и подметки. Этот промысел был древним и со временем развился и окреп настолько, что в маленьком Галиче позднее появилось несколько меховых и кожевенных фабрик. Славился Галич и своими каменщиками. Здесь очень рано стали вырабатывать кирпич для строительства, выплавляли железо из местных болотных руд.
В средневековом Галиче и его ближайшей округе было 10 монастырей. Среди них самыми древними и значительными были Спасский (1335), Паисиев Успенский (Николаевский) в 1,5 верстах от города (сер. 14 в.), Авраамиев Заозерский — один из четырех монастырей, основанных Авраамием Чухломским (14 в.), и Николаевский Староторжский монастырь(15 в.), стоявший у древнего городища по пути в Рыбную слободу. Со временем некоторые из них исчезли, некоторые превратились в приходские церкви, но вплоть до революции 1917 г. сохраняли свое особое значение Староторжский и Паисиев Успенский монастыри. День памяти святого Паисия отмечается в городе до сих пор ежегодно 5 июня.
По указу Петра I в 1709 г. Галич вместе с другими северо-восточными городами отошел к Архангелогородской губернии, после учреждения в 1778 г. Костромского наместничества, а затем Костромской губернии стал уездным городом и получил свой герб: в червленом поле воинская арматура с выходящим из нее крестом Иоанна Крестителя. С этого времени меняется облик города, поскольку он стал застраиваться согласно новому регулярному плану.
Галичский уезд был самым дворянским во всей губернии. До революции здесь было около 300 усадеб. Вдоль Галичского озера и по реке Вексе усадьбы шли одна за другой на расстоянии не более трех километров. Многие из них постепенно, переходили в руки купцов и промышленников, богатых крестьян, но некоторые до самого конца сохраняли роль родовых дворянских гнезд, данных предкам "за великое осадное сидение", то есть за то, что в Смутное время служили царю Михаилу Федоровичу Романову. До начала 17 в. большинство галичских земель были "черными", а крестьяне не знали крепостного труда. После Смутного времени многие родовитые бояре получили здесь огромные земельные владения. Нелидовы, например, владели десятками усадеб и многими сотнями крепостных. Имели здесь большие владения Морозовы, Урусовы, Мстиславские, Шереметевы, Лермонтовы, Катенины. Со временем большинство вотчин обмельчало, в них появились новые владельцы.
Среди галичского дворянства было немало людей, чьи имена оставили значительный след в русской истории. В усадьбе Богородское в нескольких километрах от Галича жил Павел Петрович Свиньин, русский писатель и историк, издатель журнала "Отечественные записки". Выходцем из небогатой дворянской семьи был известный писатель А.О.Аблесимов. С этим краем связаны судьбы литератора Ю.Н.Бартенева, архитектора Н.Г.Бартенева, имена декабристов Щербатова, Волконского, фон Менгдена и других. На галичских кладбищах захоронено немало героев войны 1812 г., русских офицеров, моряков.
Современники отмечали, что "Галич славился капиталистами, которые вели довольно обширную торговлю с обеими столицами и северными портами государства. В 1812 г. считалось в Галиче 140 капиталистов. Галичские купцы отпускали в Петербург, Москву, Архангельск и Нижегородскую ярмарку в большом количестве: масло, сало, кожевенный товар, и грибы, а получали: вина, чай, сахар, сукна, ситцы и прочие предметы необходимости и роскоши...".
В 1-й половине 19 в. в городе появляются промышленные предприятия. В 1845 г. галичские купцы Вакорин и Редькин создали меховой завод по обработке беличьих шкурок, в 1852 г. тот же Вакорин открыл завод по обработке лисьих шкур, а в 1854 г. — перчаточную фабрику.
Галич, как и многие города лесного Заволжья, до начала 20 в. лежал в стороне от железных дорог. Открытие железной дороги оживило Галич и его промышленное развитие. Особенно ратовал за проведение железной дороги уроженец Костромского края известный русский книгоиздатель Иван Сытин, считавший, что именно железная дорога поможет Галичу превратиться в крупный промышленный центр. В начале 20 в. в Галиче было четыре кожевенных завода, пивоваренный завод Архангельских, винокуренный Громова, три кирпичных завода, казенный винный склад и другие предприятия. Автор описания Галича начала 20 в. отмечает, что "...среди обедневших соседних уездов: Чухломского, Солигаличского, Кологривского Галич стоит главным центром производства и торговли. Эти уезды так тесно связаны с Галичем, что операции оптовых покупок, необходимых для торговли, производятся здесь".
После революции 1917 г. Галич продолжает развиваться как один из крупных промышленных центров края. На базе дореволюционных предприятий и созданных в 1920-30-х гг. производственных артелей возникли многие современные промышленные предприятия города. В послевоенный период возникли швейная, мебельная фабрики, завод металлоизделий, в 1961 г. был выпущен первый галичский экскаватор. В настоящее время город Галич — центр Галичского района Костромской области с населением 19,2 тысячи человек. Крупнейшим предприятием города является Галичский автокрановый завод, выпускающий автокраны и манипуляторы для лесной промышленности. Известны также Галичский кожевенный завод, предприятие "Обувщик", Галичский кирпичный завод. В городе несколько предприятий лесной и деревообрабатывающей промышленности, крупная птицефабрика, маслосырзавод, ликеро-водочный завод и другие. Это один из крупных культурных центров области, здесь имеются Центр культуры и досуга, краеведческий музей, художественная, музыкальная и спортивная школы, есть педагогическое училище, совхоз-техникум, профессиональный лицей и техническое училище.
Из записок Гульпинской Авдотьи Степановны. Усадьба Гульпино, 1854 г.
В лесной, самой глухой, северной части Буевского уезда, вдали от городов, в Корежской волости, названной так по реке Кореге, в сельцах Калиньеве, Дудине, Лемехове, Голявине, Кашкарове, Кошелеве и многих других проживают бедные дворяне. Эти дворянские селения, или "усадьбы", как их называют, состоят из двух, трех и много из шести домиков. Крестьянских дворов вовсе нет. Большая часть домиков почти не отличается от крестьянских изб; только через сени есть горенки, где дворяне по праздникам угощают своих гостей. Есть также и порядочные домики с несколькими опрятными и светлыми комнатами. В этих усадьбах проживают дворяне хороших фамилий, например: Сологубовы, Нелидовы, Френевы, Путиловы, Травины, князья Сынборовские, утратившие, впрочем, с незапамятных времен свое княжество, были князья Мещерские и другие.
Они называют себя не по фамилиям, а по усадьбам. Как бедная дворянка, например, Полыпикова из Лемехова или Гришина из Голявина, приходит в гости к богатому соседу, то велит о себе так доложить: "Пришла Лемеховская Марья Никитишна или Голявинская Авдотья Петровна". Кто имеет семейку или две (родовых крепостных людей своих называют они семейками), тот ни за что не примется за работу, а живет сложа руки и говорит: "Я барин". Кто не имеет семейки, тот поневоле сам работает: и пашет, и косит, и дрова рубит. Не имея никаких средств к образованию, они до того огрубели, что жаль смотреть на них, но при всем том самолюбивы и обидчивы. Сохрани Бог, если в церкви подойдет к кресту дворовая прежде барыни! Если зимою встретится барин в дровнях налегке, в одну лошадку, то ни за что не уступит дороги: "Я и сам барин; тебе половина дороги, а мне другая!" Редкий барин живет в ладу с своею женою. Возвращаясь с попойки от соседа, барин почти всегда побьет жену, подчас поленом. Бедные барыни, как их величают, покоряются тяжкой своей доле и живут в совершенном рабстве. Утром, после шумной пирушки, барыни, отправляясь с ведрами к реке, спрашивают друг у друга:
— Что твой-то, смирен ли пришел?
— Какое! Притаскал супостатель.
— А меня так Бог помиловал. Я схоронилась, да слышу: "Право не прибью, Катя, выходи!" — и скоро угомонился.
— Ах, родные мои, — говорит со слезами третья барыня, — Знаете ли, что ворог-то мой вчера наделал? Ведь, желтое-то новое ситцевое мое платье топором изрубил, а ведь я его по сорока копеек ассигнациями брала у мешешника.
(Готовцева М. Житье-бытье на Кореге: Записки Гульпинской Авдотьи Степановны // Губернский дом. Кострома, 1996. № 3. С. 53-54).
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА
Галич — один из наиболее значительных и живописных исторических городов области — расположен в 124 км к северо-востоку от Костромы. Он амфитеатром спускается по крутому склону к Галичскому озеру и тянется вдоль него узкой полосой. Город отличает не только цельность исторической застройки, относящейся, в основном, к 19 — началу 20 вв., но и хорошая сохранность элементов дорегулярной планировочной структуры эпохи Древней Руси.
Остатки первой галичской крепости середины 12 в. расположены к северу от центральной части современного города, у подножия холма Балчуг, получившего также название Шемякиной горы. Вплотную к ней примыкает вторая крепость конца 14 — начала 15 вв. на вершине холма. Обе крепости имели самостоятельные системы укреплений, рвы и валы, на которых возвышались деревянные стены. Дополнительной защитой служили естественные овраги и озеро, вдоль которого проходила высокая деревянная стена. Со стороны посада к крепости примыкал торг, который позднее получил название старого торга, отсюда название возникшего здесь в конце 15 в. монастыря - Староторжский. Третья городская крепость, построенная во 2-й половине 15 в., расположена значительно южнее, на плоской прибрежной равнине в излучине реки Кешмы. Она представляла собой площадку, окруженную мощными земляными валами высотой более 5 метров и рвами, и имела деревянные укрепления с 12 башнями. В 1635 г. внутри крепости находились: дом воеводы, 6 монастырских, 66 боярских и дворянских и 30 пустых дворов. На посаде, окружавшем крепость, располагалось еще 95 дворов и обширная торговая площадь, к северу от крепости, с множеством амбаров, харчевен и лавок, которые стояли рядами, имевшими свои названия: большой, хлебный и калашный, горшечный, мясной, рыбный, рукавишный и другие. На посаде размещались также кузницы, воскобойни, мельницы. В процессе реконструкции города на регулярных основах три крепости стали узловыми элементами планировки Галича, играя в ней такую же активную роль, как и храмы города, большинство из которых были выстроены в дорегулярный период.
Богоявления,1680-е гг.(ул. Подбельского, 1)
Древнейшим из сохранившихся каменных галичских храмов является Богоявленская церковь (ул. Подбельского, 1), построенная в 1680-х гг. вблизи торговой площади у стен третьей крепости. В 1758 г. рядом с ней был выстроен еще один (летний) Богоявленский храм с колокольней, объемная композиция которого сближала его с храмами Великого Устюга 18 в., а необычное декоративное убранство тяготело к формам 17 в. Во 2-й трети 19 в. к югу от храмов, в церковной ограде, было выстроено одноэтажное каменное здание богадельни (ул. Подбельского, 1 а). В 1930-х гг. летний храм был разрушен, а у зимнего сломано завершение, пробиты новые проемы, так как здание «пользовалось для хозяйственных нужд, В ходе реставрационных работ 1982-88 гг., проведенных Костромской реставрационной мастерской, Богоявленской церкви были возвращены первоначальные формы. Фасадное убранство этого двухэтажного пятиглавого храма с одноэтажной трапезной с запада характерно для 17 в. — полукруглые кокошники в завершении фасадов, разнообразные наличники окон, профилированные карнизы, полуколонки и другие элементы.
Церковь Богоявления. Фрагмент фасада
В 18 в. в Галиче и его окрестностях сложился и получил развитие своеобразный местный тип каменного храмового сооружения. Примерами из сохранившихся до настоящего времени храмов могут служить Смоленская (ул. Долматова, 25), Цареконстантиновская (ул. Красноармейская, 10), Васильевская (ул. Свердлова, 20) церкви. В конце 18 в. в Галиче было 11 церквей, из нескольких существовавших до этого времени монастырей сохранился лишь один — Никольский Староторжский. В это время в нем начала возводиться первая каменная Богоявленская церковь (не сохранилась). В существующем виде архитектурный ансамбль монастыря сложился во 2-й четверти 19 — начале 20 вв., в период интенсивного каменного строительства, когда были возведены монументальный Троицкий собор в стиле классицизма с крупным центральным барабаном, несущим купол (1839-59 гг.); одно- и двухэтажные келейные корпуса и служебные здания, расположенные по периметру двора, среди которых нарядным фасадным декором в русском стиле выделяется корпус 1903 г. (арх. Н.И.Горлицын); кирпичная ограда с башнями (сохранилась лишь одна северо-западная) и трехъярусная шатровая колокольня в формах эклектики со Святыми воротами в нижнем ярусе (1892-94 гг., верхние ярусы утрачены).
Карта исторических мест и памятников Галича. - 1. 1-я городская крепость(Нижнее городище). 2. 2-я городская крепость(Верхнее городище). 3. 3-я городская крепость и соборы Преображенский и Благовещенский. 4. Рыбная слобода с церквями Василия Великого и Введения. 5. Шокша. 6. Никольский Староторжский монастырь. 7. Центральная площадь с гостиным двором. 8. Церковь Богоявления. 9. Дом жилой. 10. Духовное училище.
Генплан города, утвержденный в 1781 г., во многом следовал сложившейся планировке, благодаря чему Галич сохранил свою живописность и неотъемлемую связь с ландшафтом, присущие древнерусским городам. Работа над генпланом Галича продолжалась в течение ряда лет. На первых этапах главное место в планировке отводилось обширной центральной площади, разместившейся на месте древнего торга у стен третьей крепости. На генплане 1780 г. это была многоугольная в плане площадь, от которой веером расходились радиальные улицы. Главной композиционной осью плана служила шедшая вдоль берега озера улица Пробойная (ныне Луначарского), на которую "нанизывались" небольшие площадки с расположенными на них приходскими церквями.
Троицкий собор Никольского Староторжского монастыря,1839-59 гг.
Вид с Шемякиной горы (ул. Луначарского,61)
Дополнительным композиционным узлом в северной части Галича было Нижнее городище с расположенным около него Никольским Староторжским монастырем. Оно связывало с центральной частью северную окраину города — Рыбную слободу.
На конфирмованном плане 1781г. уменьшилось число радиальных улиц, центральная площадь стала прямоугольной, ей отводились функции административного и торгового центров. По периметру она должна была застраиваться каменными зданиями: в восточной части — казенными для размещения присутственных мест, в северной и западной — частными с лавками в нижнем этаже. На территории третьей крепости, связанной с площадью мостом через речку Кешму, располагался общегородской собор. Городские территории к югу от площади с помощью трех продольных улиц (одна из которых прорезала крепость) и трех поперечных делилась на прямоугольные в плане кварталы. Перспективы улиц здесь замыкались храмами, вокруг которых образовывались небольшие площади.
В ходе дальнейшей работы над генпланом Галича, продолжавшейся до конца 18 в., он был откорректирован в соответствии с топографией города и утратил свою идеальную геометрию. Композиционные и функциональные акценты были несколько смещены в сторону территории третьей крепости, что выразилось в размещении здесь уездных присутственных мест и прокладке дополнительной радиальной улицы, отходящей от крепости в юго-западном направлении. Площадь оставалась торговым центром с размещением в ее центре каменного гостиного двора. Реализации генплана способствовал опустошительный пожар 1773 г., уничтоживший большую часть деревянной застройки.
Дальнейшая корректировка генплана города произошла уже в середине 19 в. Город значительно вырос, к югу, востоку и западу от крепости появились новые кварталы. Русло речки Кешмы к северо-западу от вала крепости было спрямлено и улица Царевская (Костромская, ныне — Ленина) получила выход на площадь, став оживленной городской магистралью - с нее начиналась дорога на Кострому. На протяжении 19 в. на главной площади и территории крепости сложился архитектурный ансамбль центра — один из интереснейших градостроительных ансамблей русской провинции. На территории крепости рядом с летним Преображенским собором 1774 г. в 1808-15 гг. была возведена зимняя церковь Благовещения.
Преображенский собор, 1774 г. Фрагмент фасада. (ул. Свободы, 12)
Преображенский собор, выстроенный под влиянием архитектуры храмов Тотьмы 18 в., несмотря на утрату своего завершения, трапезной и колокольни, представляет большой интерес необычным фасадным декором (фигурные навершия из тесаного кирпича в убранстве окон). Благовещенский собор — монументальное сооружение в стиле позднего классицизма с четырехколонными тосканскими портиками на всех фасадах, первоначально завершавшееся пятиглавием (сохранился лишь восьмерик центральной главы). Рядом с соборами в 1-й половине 19 в. были выстроены два кирпичных корпуса присутственных мест, которые сохранились до настоящего времени в перестроенном виде (объединены в 1950-х гг.). В расположенном напротив двухэтажном кирпичном здании эпохи классицизма находилась земская управа.
На площади в 1-й трети 19 в. был выстроен гостиный двор, состоящий из четырех корпусов Верхних (у подножия Поклонной горы) и двух корпусов Нижних торговых рядов.
Проект Верхних рядов был составлен в 1820 г. костромским губернским архитектором Н.И.Метлиным, при этом за образец было взято здание овощных рядов в Костроме архитектора В.П.Стасова. После смерти Метлина в 1822 г. проект был откорректирован сменившим его на должности губернского архитектора П.И.Фурсовым, и в 1824 г. были выстроены два неполных каре Верхних рядов, размещенных симметрично относительно композиционной оси, проходящей через площадь перпендикулярно озеру. Каждое из них состояло из большого П-образного в плане корпуса с проходом в центре и малого Г-образного здания, окруженных галереями, образованными колоннадой и пилонами с арками.
Нижние ряды, 1828-30 гг. Портик
В 1828-30 гг., вероятно, по проекту П.И. Фурсова были построены прямоугольные в плане корпуса Нижних рядов, расположенные также симметрично относительно композиционной оси.
На протяжении 19 в. центральная площадь была застроена представительными общественными зданиями и жилыми домами, которые также совмещали в себе общественную функцию — в них располагались лавки, трактиры и т.п.
В 1-й половине 19 в. два крупных здания в стиле классицизма закрепили восточную границу площади: двухэтажный с мезонином жилой дом, украшенный четырехколонным портиком (ул. Леднева, 2), и здание городских присутственных мест (ул. Леднева, 1). В южной части площади, в месте выхода на нее двух улиц, в 1-й четверти 19 в. был выстроен двухэтажный с мезонином дом Палилова (ул. Свободы, 1). Угловое расположение дома определило его сложное пространственное и планировочное решение.
Жилые дома играют также большую роль в застройке начального отрезка улицы Свободы в границах крепости. Выстроенные, в основном, в 1-й половине 19 в. с использованием образцовых проектов они по своим архитектурно-художественным качествам значительно отличаются от жилой застройки этого времени в других исторических городах области. Во 2-й половине 19 в. ансамбль площади был дополнен зданием пожарной каланчи (пл. Революции, 7), расположенным у подножия Поклонной горы. Выразительный силуэт этого кирпичного здания с деревянным дозорным столбом обогатил архитектурный пейзаж Галича. Ряд общественных и жилых зданий был выстроен на площади в конце 19 — начале 20 вв.: трехэтажное здание гостиницы Громова в формах эклектики, выходящее на площадь своим торцом (ул. Свободы, 2), дом Жилиной с лавками в нижнем этаже (ул. Кооперативная, 2) и др.
Из всех улиц Галича наиболее представительную застройку получили Успенская (Свободы) и Пробойная (Луначарского) — две основные магистрали города, соединяющиеся на центральной площади. В ближайших к центру кварталах их застройка представлена двухэтажными кирпичными домами эпохи классицизма, выстроенными по образцовым проектам.
Дом жилой, кон. 19 в. Фрагмент фасада (ул. Гагарина, 39)
Другие улицы застроены в значительной мере деревянными или полукаменными одно- и двухэтажными домами 2-й половины 19 — начала 20 вв. В каменной и деревянной застройке Галича периода эклектики преобладают классицистические мотивы, значительный след, особенно в деревянной застройке города, оставил русский стиль.
Дом жилой, кон. 19 в. Фрагмент фасада (ул. Подбельского, 19)
Дом жилой, кон. 19 в. Наличник окна (ул. Луначарского, 40)
Стиль модерн представлен единичными, но выразительными примерами: деревянный и полукаменный особняки купцов Каликиных (ул. Свободы, 49; ул. Луначарского, 18), дом Жилиной с лавками в нижнем этаже (ул. Кооперативная, 2).
В начале 20 в. город вновь расширил свою территорию. К югу от городской черты в связи со строительством железной дороги возник станционный комплекс с деревянным вокзалом в упрощенных формах модерна, служебными зданиями и жилым поселком для служащих (ул. Касаткиной). В нагорной части города, на свободной территории строится крупный комплекс казенных винных складов (ул. Заводская, 12), вскоре рядом с ним начинает формироваться рабочий поселок. Еще более вытягивается городская территория к северу, по направлению к деревне Шокше, расположенной при впадении одноименной речки в Галичское озеро. С конца 1880-х гг. Шокша в связи с реконструкцией издавна существовавшего здесь кожевенного завода братьев Каликиных (ул. Заводская наб., 10) стала интенсивно застраиваться не только промышленными, но и жилыми и общественными зданиями (училище, богадельня и др.). В советское время Шокша была присоединена к городу (1973 г.). В советский период промышленное и жилищное строительство велось, в основном, на окраинах города, мало затронув его историческую часть.
Особенно сильно город разрастается в послевоенный период, появляются новые улицы, застроенные одноэтажными частными домами или двухэтажными, на 8-12 квартир. Возникает поселок экскаваторного завода, где вначале строятся двухэтажные кирпичные, а затем пятиэтажные благоустроенные жилые дома. Несколько административных и общественных зданий было выстроено на центральной площади. Из них здание горкома КПСС (ныне районный суд — пл. Революции, 27 а) удачно вписалось в архитектурный ансамбль центра. Большой утратой для архитектурного облика Галича является уничтожение большинства культовых зданий. У многих сохранившихся храмов утрачены завершения и колокольни, что в значительной степени обедняет панораму города.
АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСПЕНСКОГО ПАИСИЕВА МОНАСТЫРЯ
Один из древнейших в Костромской области Успенский Паисиев монастырь расположен на высоком холме близ Галича, в бывшей Успенской Слободе (ныне в черте города — ул. Успенская, 11).
Он хорошо виден из центральной части города (на него сориентирована одна из его главных улиц — Свободы (бывшая Успенская). В существующем виде ансамбль сложился в 17-19 вв. Около 1642 г. на средства боярина A.M. Львова выстроено первое каменное здание монастыря — Успенский собор. Вскоре была построена еще одна каменная теплая церковь Троицы в комплексе с монастырской трапезной палатой. В конце 18 в. возведены настоятельские кельи с кирпичным первым и деревянным вторым этажами, которые были перестроены в 19 в. (ныне руинированы). В 1837-39 гг. на месте южной паперти собора возведен придел преподобного Паисия, в конце 19 в. выстроен одноэтажный кирпичный келейный корпус. Другие жилые и хозяйственные постройки, а также кирпичная ограда со Святыми воротами не сохранились. В 1960-х гг. после обрушения сводов Троицкой церкви Костромской реставрационной мастерской были проведены консервационные работы.
Успенский Паисиев монастырь. Успенский собор, 1640-е гг. (ул. Успенская, 11)
В 1989-93 гг. научно-исследовательской проектной мастерской объединения "Союзреставрация" были проведены исследования монастырского комплекса и составлен проект реставрации Успенского собора (арх. Панкратова О.В.), в настоящее время в возрожденном с 1993 г. монастыре ведутся реставрационные работы. Центральным ядром ансамбля является Успенский собор с оригинальным конструктивно-планировочным решением, сыгравший важную роль в формировании отличительных особенностей костромской архитектурной школы 17 в. Это двухстолпный пятиглавый трехапсидный храм с приделом преподобного Пахомия с юга, папертью с запада и шатровой колокольней, поставленной около юго-западного угла. Убранство фасадов здания строго и лаконично. К югу от собора расположена Троицкая церковь с трапезной палатой в своей западной части. Над повышенной центральной частью, имеющей ряд ложных закомар в завершении лаконично решенных фасадов, возвышалось ныне утраченное необычное трехглавое венчание храма. С запада от храмов расположен Г-образный в плане настоятельский корпус, от которого ныне сохранились лишь стены первого этажа, а к северо-западу от него — келейный корпус, сдержанный характер форм которого органично включает его в ансамбль.
МУЗЕЙ
Галичский краеведческий музей был открыт 12 марта 1922 г. Работу по сбору предметов для него еще в 1918 г., по просьбе председателя Костромского научного общества по изучению местного края, видного костромского археолога, историка, краеведа В.И.Смирнова, начал налаживать его молодой ученик И.В.Яблоков. Практически без денег он совершал многоверстные обходы разоренных усадеб, осматривал закрытые церкви и монастыри, вывозил оттуда все, что было возможно, в музей. Именно благодаря ему в коллекции попали книги, документы, старинные вещи, оружие, мебель, портреты, на которых изображены не только владельцы усадеб, но и дворовые. Он простудился и умер в 1924 г. Дальнейшая история музея полна драматизма. Официально он принадлежал Галичскому отделению Костромского научного общества, председателем которого ст л учитель В.В.Касторский, а принять музей В.И.Смирнов уговорил костромичку Т.В.Самойлову. Однако, не найдя в городе поддержки своим усилиям организовать музей, она была вынуждена уехать, и в Галич был отправлен еще один молодой ученик В.И.Смирнова, П.А.Царев. Он тоже жаловался на "полное отсутствие поддержки, инициативы, всяких дерзновений — и это при таких возможностях финансовых". Однако через некоторое время П.А.Цареву удалось пробудить в галичанах интерес к краеведческой работе, и любитель древностей К.В.Палилов написал В.И.Смирнову: "Со времени появления в Галиче П.А.Царева наш Музей и Отдел краеведения положительно и определенно оживился. Будучи продолжительное время в летаргическом состоянии, теперь как бы воскрес — расцвел!.. И все это, глубокоуважаемый Василий Иванович, получилось благодаря Вашему искусству избирать достойных для дела людей".
Первоначально музей помещался во флигеле школы, а в 1927 г. переехал в каменное здание на улице Свободы. Специальный раздел экспозиции был посвящен уездному городу. Наряду с этим были открыты историко-бытовой, этнографический, древнерусский, естественноисторический, доисторический, историко-революционный, промышленно-экономический. Они представляли все то, чем славен древний Галич, — предметы, рассказывавшие о своеобразии его природы и истории, представлявшие уникальный быт Рыбной слободы, неповторимые костюмы галичанок.
Гонения, которым подве глись краеведы в конце 1920-х гг., коснулись и Галича. Экспозиции были подчинены общей партийной схеме, и главным там было не своеобразие, "дух места", а теория формаций. В 1930 г. музей переехал в новое, более обширное помещение на втором этаже бывшего особняка городского головы купца И.М.Нешпанова (ул. Луначарского, 11), но краеведческие исследования были свернуты, документы, повествующие об истории музейных предметов, утрачены. Только в последнее время исследователи стали разгадывать судьбы коллекций и отдельных предметов.
В 1984 г. музею для краеведчес ой экспозиции была передана после реставрации церковь Богоявления 17 в. в центре города, а в 1993 и стоящее рядом здание бывших лавок купца Нешпанова, приспособленное в 1918-20 гг. для размещения первой в городе электростанции (ул. Подбельского, 1). Это позволило построить отделы природы и истории, регулярно менять выставки. Но в 2002 г. храм передали верующим, а музею были предоставлены оба этажа дома №11 на улице Луначарского, который в настоящее время реставрируется. Остается надеяться, что со временем галичане и гости города смогут оценить по достоинству музейное собрание одного из древнейших городов Костромской области.
Литература:
Сытин С. Древний город Галич Костромской губернии. М., 1905.
Некрасов А.И. Древности Галича Костромского. Кострома, 1926.
Царев П.А. Краткое описание Галичского музея местного края. Галич, 1929.
Абатуров К., Озеров А., Рыжков А. Галич. Ярославль, 1939.
Белов Л., Касторский В., Соколов Н. Галич. Кострома, 1959.
Тиц А.А. На земле древнего Галича. М., 1971. С. 7-50.
Белов Л., Зубова В., Касторский В., Соколов Н., Щеголев Н. Галич. Ярославль, 1983.
Археология Костромского края. Кострома, 1997. С. 227-232.
Губернский дом. Кострома, 2000. № 2.
Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001.