Страницы истории театра в Галиче.

 

     Театр в Галиче и уезде имеет долгую и прекрасную историю. Первые сведенья о нем прослеживаются в конце XYIII начале XIX веков. Первые театральные труппы возникали при усадьбах помещиков и дворян, которых было много вокруг Галича. Например, спектакли часто игрались в усадьбе князя Вяземского селе Пречистинском.
В Галиче тоже существовал любительский драматический кружок из дворянской интеллигенции. Этот кружок периодически ставил спектакли. Имеются сведения о том, что в 1847 году, в Галиче, были поставлены отдельные сцены из драмы М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Этот спектакль поставил Петров Аркадий Павлович (1824-1895).

     Аркадий Петров состоял в родстве с русским поэтом М.Ю. Лермонтовым. Отец Аркадия Петрова генерал П.И. Петров приходился поэту дядей и в бытность свою начальником штаба войск Кавказкой линии радушно принимал у себя в ставропольском доме сосланного на Кавказ племянника, направляющегося в свой полк. Сын генерала на всю жизнь сделался поклонником великого поэта.

 

М.Ю. Лермонтов однажды написал Аркадию в альбом шутливое стихотворение, которым он очень гордился:

 

Ну что скажу тебе я спросту? 

Мне не с руки хвала и лесть: 

Дай Бог тебе побольше росту- 

Другие качества все есть.

 

Окончив Московский университет, Аркадий Павлович поселяется в Галичском уезде в селе Горское и занимается сельским хозяйством.

 

Всё своё свободное время он отдавал любительскому театру, в организации которого принимал самое активное участие, и рисованию, был талантливым режиссером и актером.

 

31 января 1847 года им были впервые поставлены сцены из «Маскарада»  М.Ю. Лермонтова. Арбенина играл сам Аркадий, Нину – его сестра Мария. Это произошло на 5 лет раньше, чем «Маскарад» был поставлен на столичных сценах России. Сбор от спектакля был роздан городской бедноте.

Спектакль был поставлен в доме на Георгиевской улице (ныне детская библиотека).
 
 

Дом, в котором А. Петров поставил «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

 
 
 
 
   Более полные биографические данные о Петрове Аркадии Павловиче были напечатаны в журнале «Губернский дом», №1-2 (76-77), 2007 г, стр. 76. Вот эта статья.«Из дворянского рода, внесенного в VI часть I родословной книги по Костромской губернии. Уроженец станицы Наурской Области Войска Кавказского. Сын генерал-майора (06.12.1834) и начальника штаба войск кавказской линии (1834-1839) Петрова Павла Ивановича (18.06.1790-13.09.1871) и Анны Акимовны, урожденной Хастатовой (27.12.1802-26.10.1836), похороненных в костромском Ипатьевском монастыре.
 Студент юридического факультета Императорского Московского университета (1842-1844). Чиновник канцелярии Кавказского областного управления (24.08.1844) и Московского главного архива Министерства иностранных дел (09.05.1848). Почетный смотритель Солигаличского (15.03.1852) и Костромского (09.09.1852) уездных училищ. Унтер-офицер (16.09.1854), юнкер (14.08.1855) и прапорщик (30.09.1855) в отставке (06.10.1856) Нижегородского драгунского полка. Участник Крымской войны (1853-1856), осады и штурма (17.09.1855) Карса.
  Почетный смотритель Костромского уездного училища (01.04.1858). Предводитель Макарьевского уездного дворянства Костромской губернии (1860-1862). Гласный Костромской городской думы (1870-1875) и председатель подготовительной (1870-1872) и строительной (1873-1875) комиссий. Член Костромской городской управы (1873-1875). Надворный советник. Кавалер орденов Святого Станислава II и III степеней. Владелец усадеб: Горское Галичского и Чернышева Макарьевского уездов и свыше 600 душ крестьян в Костромской губернии и каменного двухэтажного дома на Всехсвятской улице (ул. Дзержинского, 9в) в Костроме.
   Автор дневника и каталога родовой библиотеки. Троюродный брат М.Ю. Лермонтова, посвятившего ему стихотворение «Ребенку» (1837). Похоронен в Московском Новодевичьем монастыре».
    В 70-80 годы  XIX столетия в театральное дело включаются представители разночинной интеллигенции. Количество спектаклей увеличивается. Популярность театра растёт. В качестве театральной площадки используется дом купца Вакарина.
 
 

 

 

 

Так выглядел дом Вакарина в конце XIX столетия

 

 

 

     Развитие театра в Галиче в 90-х годах XIX века неразрывно связано с именами  Вячеслава Ивановича Богомолова и Бориса Сергеевича Алексеева, родного брата известного русского актёра и одного из основателей Московского Художественного театра К.С. Станиславского (Алексеева). Фонатически влюблённые в театр они делали всё возможное для его развития.

 

 

  

Дом В.И. Богомолова в Галиче. Фото 2007 г.

 

 

 

 

    Алексеевы по летам жили в селе Кабаново и В.И. Богомолов, как лучших друзей, привлекал Б.С. Алексеева и его жену к спектаклям в Галиче.
     По воспоминаниям дочери В.И. Богомолова Зинаиды Вячеславны в это время в Галиче шли спектакли: «Бесприданница»  Островского, «Горькая судьбина» Писемского, оперетта «Лили», где вместе с Алексеевыми играли артисты-любители Галича: Н.Е. Троицкий, молодой доктор Жуков (из Орехова), Красовские, Вальмус и др.

 

 

  
 
Писемский «Горькая судьбина»                                            Оперетта «Лили»
             Б. Алексеев и его жена                                                Б. Алексеев и его жена 
 

 

    Ставились в Галиче и большие концерты силами театральной труппы с привлечением О.П. Алексеевой (сопрано), её брата Н.П. Полянского оперного певца (баритон), племянника М.М. Багриновского пианиста Московской консерватории (в будущем видного дирижёра), жены Багриновского артистки Малого театра и других родственников. Это были блестящие концерты, радующие галичан.
    По летам спектакли продолжали ставить в усадьбах. Вот как об этом вспоминает  З. Авророва, дочь В.И. Богомолова.
    «Вспоминается мне ещё один спектакль, который ставил отец в усадьбе доктора Кавера в Кокорюкине, где он летом жил на даче. Большой сарай был очищен от хлама, построена сцена, скамьи для зрителей. Всё было сделано силами самих же артистов. Привлечена к спектаклю вся семья Кавер: мать, два сына -  студента, дочь, все живущие там дачники, прислуга всех семей. Играли «В чужом пиру похмелье» Островского. Папа режиссировал. Мы, дети, тоже играли какую-то детскую пьесу. На спектакли собирались все окружающие деревни, стар и млад, гости из Галича. Молодёжь перед сараем и даже старики плясали и пели. Спектакль очень понравился. Расходясь, публика требовала новых спектаклей, но осень рассеяла «труппу». Молодёжь уехала учиться, отец вскоре уехал в Москву в Художественный театр, куда увлекли его друзья Алексеевы. Но артистическая дорога, несмотря на все его незаурядные способности, для него была закрыта. Отец страдал хроническим бронхитом, перешедшим впоследствии в туберкулёз. Он занял в театре должность заведующего всем хозяйством театра и уполномоченным директора, где с головой ушёл в работу».
     Приезжая летом из театра в отпуск, В.И. Богомолов и в Галиче отдавался театральной работе.
   Им ещё раньше был создан драматический кружок из любителей-артистов, людей талантливых и любящих это дело.
     В здании, где сейчас торговый центр «Балчуг», был создан зрительный зал, устроена и оборудована сцена.
      Это здание принадлежало купцам братьям Архангельским, большим любителям театра.
 На деньги, постепенно собранные со спектаклей, был приобретён театральный инвентарь, мебель, вплоть до рояля и театральной библиотеки. Так в Галиче появился Зимний театр.
 
 
 

Зимний театр города Галича. Фото 1910 г.

 
 
 

 

    Первый спектакль был «Дядя Ваня» Чехова, где дядю Ваню играл Богомолов, играл Вальмус, сестра Богомолова Фофонова, муж и жена Кошкины, Дружинина, Красовская и др.
    С началом строительства железной дороги в драмкружок влилось много новых любителей. Ставились пьесы большого плана: «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина. «Доходное место» и «Бешеные деньги» Островского, «Цена жизни» Немировича-Данченко и др.
   Кружок стремился к полноценному репертуару, постановкам тщательным, хорошо отработанным и спектакли эти пользовались популярностью и любовью зрителей. Попасть на них было нелегко, так как зал был очень маленьким и не вмещал всех желающих. Работали артисты с душой, отдавая на это свободное от основных занятий время и, разумеется, ничего за это не получая. Необходимые для пьес костюмы, мебель и пр. доставали сами, собирая по городу, и никогда не встречали отказа.
     В летний отпуск ежегодно В.И. Богомолов ставил спектакли с учащейся молодёжью, прививая им, любовь к театру, требовал всегда серьёзного, добросовестного, любовного отношения к работе. Спектакли эти тоже были интересными и увлекательными.  Вот как об этом времени вспоминает З. Авророва.
     «Спектакли, которые ставил с нами мой отец, были увлекательны и интересны. Увлечение это породило и домашние спектакли, которые мы устраивали уже сами у себя дома или даже во дворах (спектакли Лубениных), собирающие всех соседей и знакомых. Это были детские спектакли «Царица-гусляр», «Среди цветов». Декорации, костюмы делали сами, поднимали вверх дном свои квартиры, втягивая в эту милую сутолоку  своих родителей, домашнюю прислугу».

 

 

Репетиция спектакля «Среди цветов»

Четвёртая слева: С. Лубенина – Роза. Фото 1904 г.

 

     Здесь несколько слов надо сказать о Зинаиде Авроровой.

    Зинаида Вячеславовна Авророва (в девичестве Богомолова) (1891-1973)  родилась в городе Галиче.
     С 1896 года Зинаида  Вячеславовна связала себя с театром. Вот как вспоминает она о своих детских годах.
     «Детство моё и юность (1896-1908 г.) крепко связаны с памятью об отце, а так как он фанатически был увлечён театром и отдавал ему всего себя, то увлечение э то передалось и мне с самых детских лет. Девчонкой, притаившись в уголке, чтобы не прогнали спать, слушала я увлекательные разговоры о театре, пьесах, писателях».
    Во время  1ой Мировой войны, вплоть до 1918 года, З. Авророва работала сестрой милосердия в военно-санитарном поезде, перевозя раненых с передовой в тыловые госпитали. Начальником поезда был Авроров Алексей Петрович, за которого в 1920 году Зинаида Вячеславовна Богомолова вышла замуж.
 
 
 
 
 

 

Зинаида Авророва с кружком любителей театра. Фото 1920 г.

 

 

После многих лет скитаний семья Авроровых в 1926 году поселилась в Галиче в старинном доме №51 на улице Свободы.  Дом этот был построен по чертежам отца Зинаиды Вячеславовны – Вячеслава Ивановича Богомолова. И получился он на редкость удобным, приноровленным к семье всеми закутками, чуланчиками, чердаком. В кухне – русская печь с лежанкой, в гостиной – камин. Пять комнат и две светёлки, веранда, резные ворота. Из таких живописных, разноликих зданий и состоял Галич в начале CC  века.

 

Всё в этом доме носило отпечаток личности Зинаиды Вячеславовны Авроровой. Уютное кресло. Старинный шкаф. Портрет отца в тяжёлой  раме. Он и сейчас висит на стене гостиной, напоминая о былом. Цветы на подоконнике.

 

Всякий раз, стоило появиться гостям, Зинаида Вячеславовна стелила белоснежную скатерть с бахромой. И тут же появлялись особым способом сложенные салфетки, чашки, блюдечки, сухарницы, маслёнки. Кушанья с необычными приправами, изысканными соусами. Сорок рублей пенсии, на которые она жила свои последние годы, не бог весть какие деньги. И, тем не менее, она умела быть гостеприимной и щедрой благодаря тому, что бесподобно владела искусством вести дом.

 

До самой кончины Зинаида Вячеславовна руководила театральным кружком, она была сподвижницей Варвары Николаевны Баженовой-Красовской, дружила и играла вместе в спектаклях с С.Д. Лубениной страстной театралкой, составляла каталоги в библиотеке. Дело скромное. Однако присутствие Авроровой в городе всегда ощущалось. По четвергам в её доме собирались юные сотрудницы музея и библиотеки. Вели долгие разговоры о городе, его истории, о театре, о книгах.  Многие жители Галича ещё помнят эти незабываемые четверги у Авроровых. Зинаида Вячеславовна Авророва прожила долгую жизнь. Она умерла 31 мая 1973 года на 83 году жизни. Похоронена на городском кладбище г. Галича.

 

Продолжим дальше рассказ о Галичском театре.

В 1906 году В.И. Богомолов возвращается  в Галич. Московский Художественный театр уехал в заграничную поездку, куда он ехать не мог т.к. тяжело заболел.
Поправившись после болезни, Вячеслав Иванович продолжал работать в драмкружке. Кружок работал регулярно, в него вливались новые лица. По субботам в доме Богомоловых устраивались семейные вечера, ставились небольшие доклады, игрались короткие пьесы. Зрители и артисты танцевали, пили чай (водки не было и в помине).
Вот как об одном из вечеров вспоминает З. Авророва.

«Один такой вечер я помню.  «Вечер памяти Чехова», где я выступала с рефератом, а потом игралась пьеса «Медведь».
    Ставил В.И. Богомолов спектакли и с ученицами женской гимназии. Это были увлекательные феерии-сказки. До сих пор уже сегодня люди помнят эти вечера.
В 1905-1906 годах в Галиче строилась железная дорога и в драмкружок влились новые талантливые люди.
     Общественная деятельность Богомолова не ограничивалась только театром. Он основал в Галиче общество «Помощь бедным детям». Давали ребятам обувь, одежду, устраивали ёлки. Основал ещё «Вольное пожарное общество», куда вошло много трудоспособного мужского населения. Галич в те годы был плохо защищён от пожаров и Вячеслава Ивановича волновал этот вопрос. Имеющаяся пожарная дружина плохо справлялась со своими обязанностями, приезжала на пожар с опозданием и с пустыми бочками.

Добровольное пожарное общество было создано. Были куплены хорошие пожарные насосы с таким количеством рукавов, что их хватало дотянуть до источника воды, в какой бы части города не случался пожар. Не было лошадей, но по тревоге сразу закрывали все магазины и хозяева, и приказчики (все были членами общества) впрягались сами в насосные установки и устремлялись на пожар.
    

Общество устраивало вечера, маскарады, гуляния. На эти деньги покупался инвентарь, пожарные насосы.

Большая помощь обществу была оказана артистом Большого Императорского театра Барсуковым, семья которого жила в Галиче и куда он приезжал на лето.
   Барсуков Степан Данилович – артист Большого Императорского театра в Москве. Имел музыкальное образование. Пению учился в Италии. Человек с интересной судьбой. Родился в тюрьме или вместе с родителями туда попал, но петь начал в тюремной церкви мальчиком. Учился на сапожника. На его пение обратила внимание некая княгиня. Она и отправила его учиться в Италию. Барсуков обладал красивым лирическим тенором.
   К моменту приезда в Галич Степан Данилович отслужил в Большом театре 10 лет.
    С.Д. Барсуков приехал в Галич вместе с семьёй в 1909 году. Сняли в аренду дом. Он находился на углу нынешних улиц Свободы и Клары-Цеткин. При доме был сад.
  Жена Степана Даниловича Адель Конрадовна окончила консерваторию.  В 1909 году она открыла в Галиче музыкальную школу. Школа была платная.
     К сожалению, Вячеслав Иванович Богомолов умер в 1909 году и ему не суждено было встретиться с С.Д. Барсуковым, но созданное им  «Вольное пожарное общество» продолжало жить и помогать театру в Галиче.

Степан Данилович проводил в Галиче все лета.
Летом 1910 года в Городском саду  Барсуков С.Д. поставил «Русалку» Доргомыжского. С этой постановки в Галиче заработал Летний театр. Организация его была осуществлена «Вольным пожарным обществом».
     Вот как об этом времени вспоминает Сергей Иванович Бородатов:
«Я вспоминаю, как в годы детства мать моя водила меня на прогулки в Городской сад. Сад был небольшой, но очень чистый. Со всех сторон он был окружен досчатым забором, довольно красивым, всегда исправным. В заборе было двое ворот: одни (главные) – с Успенской улицы, вторые выходили к валу. В саду росли тополи, было несколько пихт, берез, много рябин, кусты сирени и две большие клумбы с цветами. Вдоль сада шли 3 аллеи. В конце средней, у вала, была единственная в саду постройка – большая беседка.
Потом на средней аллее появились постройки: для буфета с небольшой кухней,  для небольшого оркестра и три круглых беседки (по другую сторону аллеи). В каждой стоял стол и 3-4 стула. В них желающим  подавали чай, мороженое и пр., что было в буфете.

 

По вечерам в четверг и воскресенье играл небольшой оркестр: четыре еврея из местных ремесленников (две скрипки, контрабас и флейта). Гуляющих в эти дни в саду было особенно много. Играли они превосходно.
     В саду, повторю, всегда было чисто подметено, цветы и газоны – в полном порядке. Очевидно, это делалось с привлечением заключенных из соседней пересыльной тюрьмы.
Когда в Галиче организовалось Добровольное пожарное общество, оно взяло шефство над садом. Появились аттракционы, была построена сцена со скамейками для зрителей (Летний театр). На сцене выступал довольно часто большой хор из членов общества с исполнением народных песен. Стали проводиться гуляния с платой за вход, и в заборе появились «лазы» для тех, кто не мог купить билет».
   «Русалка» была исполнена в Летнем театре в декорациях Большого театра, которые привёз в Галич Степан Данилович.
    Барсуковым был создан прекрасный хор из девушек работниц (надомниц) и трудовой молодёжи.
    В «Русалке» роль князя пел Барсуков, Мельника – Л. Кропин. Хор русалок (в костюмах) был из галичан.
    Общественные гуляния и спектакли приносили «Обществу» солидные суммы.
Летом 1911 года Барсуков ставит в театре пролог из «Снегурочки». Ему помогал Лубенин Александр Дмитриевич (родной брат С.Д. Лубениной). В этом спектакле принимали участие:  Мария Сергеевна Лебедева-Загорова (Весна), Шигарина Зинаида (Снегурочка), Валентин Александрович Макаров (Леший), Георгий Романович Соболев (Бобыль), Мария Ивановна Ёлшина (Бобылиха), Мороза пел студент Л.Л. Кропин.  Спектакль шёл под аккомпанемент жены Барсукова – Адель Конрадовны. В спектакле принимал участие хор Галичского «Общества любителей вокального музыкального искусства». Птиц в спектакле изображала детская группа любителей (дети портних, белошвеек и др.).
    Кроме спектаклей Барсуков ставил в Галиче концерты.
   Семья жила в Галиче до 1913 года. Последний раз Степан Данилович приезжал в Галич летом 1914 года с концертом.
    Свою фотографию (приведённую в тексте) С.Д. Барсуков подарил С.Д. Лубениной в 1912 году, а познакомилась она с Сергеем Даниловичем в 1911 году.
   

Нельзя забыть также гастрольные спектакли Н.Ф. Чалеева-Костромского, в будущем Народного артиста Малого театра. После сезона в Костроме он приезжал на отдых в имение своего отца Готовцево. Любители театра Галича, помогали ему своим посильным участием. В Галиче труппой Н.Ф. Чалеева-Костромского совместно с местным драмкружком были поставлены «Мещане» Горького, «Дядя Ваня» Чехова, «Одинокие» Гауптмана, «Огни Ивановой ночи» Зудермана и др. пьесы.
     Любительские кружки продолжали существовать. Их было несколько. Спектакли ставили: Красовская, Бунина, Салькова. Спектакли были хорошие, были и не очень удачные, но Галич без театра в то время не жил ни когда.
    Затишье бывало разве временное. В кружки снова и снова приходили новые люди, даже приезжали.
   Вспоминается группа  из Парфеньева, где был прекрасный драмкружок любителей, куда сильнее Галичского тех лет.  Как вспоминает З. Авророва «с ними мы сыграли несколько спектаклей».
    Подвизался в Галиче артист Помпа-Мирский. Жил в Галиче и ставил спектакли с любителями. Им были поставлены: «Василиса Мелентьевна», «Смерть Ивана Грозного», гастрольные спектакли без ансамбля.

Приезжало много гастролирующих театров. Ставили даже оперы. Дореволюционный Галич без театра не жил.

 

 

 

 

 

С 1908 года началась артистическая деятельность ещё одной замечательной актрисы Галича Софии  Дмитриевны Лубениной.
Как вспоминает сама София Дмитриевна «первый раз участвовала в спектакле в 1908 году. Спектакль назывался «Морозко». Ставил его Павел Григорьевич Виноградов для детей винзавода. Потом он повторялся и для жителей города. Хозяин завода заботился о культурном развитии своих рабочих и их детей».Софья Дмитриевна Лубенина (1894-1970) родилась 12 августа 1894 года в городе Галиче. Училась в гимназии, но не закончила её из-за болезни.
    Профессии актрисы училась самостоятельно. Часто ездила в Москву в Художественный театр, где осветителем работал её брат. Смотрела спектакли, училась, а летом в Галиче, в Городском саду сама      участвовала в спектаклях.                               

В 1918 году уехала учиться в Москву в театральную школу при Художественном театре им. Горького при второй студии. В 1919 году окончила эту школу и была зачислена в Художественный театр на маленькие роли.
       Но снова и снова возвращалась в Галич.

 

В 1915 году председателем творческого клуба в Галиче был директор объединённого банка П.И. Бунин. Драмкружок в это время работал очень активно. Режиссёром драмкружка был А.И. Измаилов, бухгалтер того же банка. В кружок входили: Вальмус, Жигалов-Кашин, Левенталь, Лубенина, Полозова, супруги Бунины, Громова и др.
После февральской революции 1917 года в кружок влилось много военных.  
Где-то в России бушевали революции, а Галич в это время жил театром, новыми спектаклями и концертами.
В это время в Галич был дислоцирован 181 пехотный полк и галичане узнали красоту игры духового оркестра. Оркестром руководил замечательный музыкант К.С. Дориенко. Оркестр принимал активное участие в массовых городских мероприятиях, по летам часто играл в Городском саду.
В это время ставились классические пьесы: «Доходное место», «Без вины виноватая» Островского,  «Женитьба» Гоголя и ряд других крупных и мелких пьес.
Спектакли ставились с благотворительной целью.

После октябрьского переворота 1917 года в Галиче был организован Красноармейский клуб им. Карла Маркса. Все спектакли 1918-1919 года шли при этом клубе. В этом клубе драмкружок работал уже как штатная театральная труппа. Состав труппы был большой. Все артисты мужчины были военными. В состав труппы входили: Д.А. Александров, Кромин, Богданов-Нежданов, С.Д. Лубенина,, А.Н. Туринева, Захарова. Режиссёрами театра были А.И. Измаилов и Андреев. Художниками работали В.Д. Смирнов и А.П. Смирнов, бутафор – Тулин. Освещение сцены было поручено театральному монтёру Лубенину, который до этого работал осветителем в Московском Художественном театре.

 
   В это время в театре шли пьесы: «Власть тьмы», «Свои люди – сочтёмся», «Чёрные вороны», народная драма «Ванька Ключник».
  Галичские газеты широко освещали работу Галичского театра. Так в газете «Галичанин», редактором которой был  Д.Я. Левенталь  была рубрика «Искусство и театр»
Например, в 1917 году была напечатаны рецензия на спектакль «Без вины виноватые» Островского, где отмечалась прекрасная игра артистов: Захарова, Каликина, Лубениной, Муров-Сущёвского, Андреева-Шмаги.
   В другой заметке этой же газеты в рецензии на спектакль «Женитьба» отмечалась великолепная режиссура Измаилова и игра артистов: Украинцева, Загорова, Левенталь, Лубениной, Шапошниковой, Сущевского.
    Газета «Знамя труда», 1919 год, напечатала рецензии на спектакли «Прахом прошло» и «В неравной борьбе», где отмечался революционный подъём и хорошая игра артистов: В. Александрова, Жигалова, Полозова и Полозовой, Лубениной, Баженовой-Красовской.
    Были и курьёзные случаи. Так в заметке «Галичанина» «О последнем спектакле «Власть тьмы» было напечатано. «С удовольствием приходится отмечать хорошие постановки репертуара и умелый подбор и распределение артистических сил режиссёром нашей галичской труппы А.И. Измаиловым. В сравнительно недолгое время труппа сумела зарекомендовать себя перед лицом зрителей с лучшей стороны. Поставленная в воскресение 6-го июля в городском саду, тяжёлая бытовая драма Л.Н. Толстого «Власть тьмы», несмотря на сложность постановки и исполнения, удалась как нельзя лучше, принимая во внимание сравнительно короткий срок её подготовки. Драма смотрелась с живым интересом всеми. Художественная игра артистов приковывало внимание зрителей. Артисты были все на своих местах. Замечалась продуманность и исполнение каждой роли.
 
  
   К сожалению, крупные расходы по постановке, вынудили увеличить плату за вход в театр на места, и поэтому со стороны некоторых граждан слышался ропот. Плюс к этому – спектакль начался почти в 10 часов и затянулся до 3-х ночи.
   Администрации театра и сада не мешало бы принять меры  для устранения этого недостатка».
    Многие из старых кружковцев, что принимали участие в спектаклях до переворота 1917 года, в Красноармейский клуб не пришли.  Пришли новые артисты: супруги Сальковы, Рязанцева и ряд других.
     К 1920 году в Красноармейском клубе театр был расформирован, и театральная секция была организована при Комиссариате Народного образования. Председателем секции был избран И.В. Яблоков, администратором труппы – А.Д. Лубенин. Главным режиссёром был назначен К.Д. Петерсон, человек очень талантливый, с большим темпераментом. Вторым режиссёром был К.П. Хохлов. В состав труппы входили В.Н. Баженова-Красовская и В.Н. Красовская.
   Работа в это время была большая и интересная. Были поставлены такие пьесы: «Мещане» М. Горького, «Савва» Андреева, «Русская свадьба XYII века», массовая пьеса, в которой было занято до 70 человек, «Гроза» Островского, «Каширская старина» и др
Осенью 1920 года театральная секция закончила своё существование. Труппу прикрепляют к Профессиональному клубу при Упрофбюро. Зимой в воинскую часть в Галиче приезжает служить Викторов и предлагает начальнику части организовать свой военный театр при части и всем военным запретить играть в спектаклях  Проф. клуба. Труппу раскалывают. Уходит из труппы главный режиссёр Петерсон, Александров и ряд других артистов. В городе стало две театральные труппы, два театра, которые соревновались между собой.
 
   В это время галичане могли смотреть «Ревизора» Гоголя, «Смерть Грозного», «Приведения» Ибсона, «Белая ворона» Чирикова и др.
      На летний сезон Культпросвет отдел соединил обе труппы при Культпросвете.
     С расформированием воинской части прекращает работу духовой оркестр Дариенко.  В Галиче организуется свой собственный духовой оркестр. С этого времени город без духовых оркестров не живёт.
    При   Проф. клубе В.Н. Баженава-Красовская организует молодёжный театральный кружок. В это время он находился в здании нынешней музыкальной школы. В спектаклях этого кружка принимают участие и старые артисты: Лубенина, Муравьёва, снова вернулся Петерсон. Все играют на коллективных началах. В это время из Буя часто приезжает Самарский и вместе с галичанами ставит спектакли. Кружок много гастролирует в Шокшу, Антропово, Буй.
 

Духовой оркестр Галича. Конец 20-х начало 30-х годов.

 
 
    Летом 1924 года на постоянную работу в Галич приехала Ленинградская труппа. Часть артистов труппа набрала из Галичан. В ней работали Лубенина, Вальмус, Александров Д.А. и Любимцев.  Проработала эта труппа полтора сезона. Работа строилась так: две недели труппа работает в Галиче, две следующие недели в разъездах. Выезжали в Парфеньево, в Кологрив, Чухлому, Буй  и обслуживали всю железную дорогу до Шарьи.
    Председателем этой труппы был Грязнов, групком союза – Раблес.

    За полтора театральных сезона было поставлено много спектаклей советских, русских и иностранных драматургов.  Были поставлены: «Семь жён Грозного», «Пётр III и Екатерина», «Николай II», «Распутин».
 
 
     В 1925 году Проф. клуб объединяют с клубом им. Карла Маркса и называют «Объединённым» клубом. Потом называют клубом «Комсомола». Году в 1927-28 клуб стал называться «Домом обороны» и с 1932 года районным Домом культуры (сейчас музыкальная школа).
     До осени 1938 года в нем работала театральная труппа В.Н. Баженовой-Красовской.
 (Варвара Николаевна Красовская – Баженова родная сестра учёного Ф.Н. Красовского. Театром увлеклась с ранней молодости. Была дружна с Алексеевыми и много играла вместе с ними. В Галичском театре играла много, много работала с молодёжью. Руководила драмкружком при Профклубе, в комсомоле, при артели «Работница» и артели «Обувщик», руководила кружком при районном ДК. Умерла она в 1940 году. Кружки вела до самой смерти. С артелями «Работница» и «Обувщик» ездила на смотры художественной самодеятельности Промкооперации в Ярославль.)

 

   В это время были поставлены спектакли: «Луна слева» Билль-Белоцерковского, «Виренея» Сейфулиной, «Амба», «Золотая табакерка», «Власть тьмы» Толстого, «На дне» Горького и др.
      В кружке работали Богдановы, Троицкий, Тилин и др.
   В середине 30-х (1935-1936) годов закрыли Зимний театр, и работа театрального кружка проходила только в ДК.
 
Театральный кружок Баженовой-Красовской
Сцена из спектакля «Золотая табакерка»
 
 
   В 1938 году ушла с работы Баженова-Красовская и драмкружком стала руководить Лубенина.

Сцена из спектакля «Дикарь». Фото 1933 г.

 
 
  В начале 1939 года ДК первый раз участвует в смотре художественной самодеятельности со спектаклем «Грех да беда на кого не живёт» Островского и совместном спектакле вместе с электростанцией «Любовь Яровая» Тренёва.
  В этом смотре принимали участие многие коллективы. Так Торг показал «Платона Кречета». Правда, на этом их театральная деятельность и закончилась.
Одновременно с городским театром до Великой Отечественной войны работала любительская театральная труппа в Рыбной слободе при клубе, который располагался в Зачатьевской церкви.
  В 1941 году ДК принимает участие во Всесоюзном смотре театральной самодеятельности. Ставили «Лес» Островского. В это время в труппе играют: Н.Г. Троицкий, Сизов, Дичко, Лубенина, А.М. Синдер, Буров. Коллектив получает лауреатский Диплом, руководитель кружка С.Д. Лубенина – Грамоту.
 
 
 
     Во время Великой Отечественной войны театр не работал.
     Но это не значит, что культурная жизнь в Галиче замерла. В это тяжёлое время народу нужны были задушевные песни, короткие сценки на злобу дня. В городе организовываются агитбригады. И инициатором этих бригад была Александра Михайловна Синдер (1916 – 1997).
    Александра Михайловна Синдер (в девичестве Кладовщикова) родилась 13 марта 1916 года в Солигаличе. Вскоре родители переезжают в Галич.
С 1926 по 1933 года Александра учиться в школе 2-ой ступени (ныне средняя школа №1). Проучившись не долго в восьмом классе, она уезжает в Ярославль и устраивается на шинный завод. Проработав год, снова возвращается в Галич.
    Вся её душа стремилась к искусству. Одарённая от природы, талантливый организатор она в 1934 году создает первые агитбригады, играет в спектаклях Народного театра. Её первой ролью была Лиза в спектакле «Егор Булычев и другие» М. Горького.
     Но надо было на что-то жить и Александра Михайловна с 1939 по 1949 года работает счетоводом, счетоводом-кладовщиком в различных артелях Галича.
     В 1943 году А.М. Синдер организует народный хор, а в 1953 году - квартет. В него вошли Е. Турковская (Храмцова), Е. Щепотова (Никольская),  Е. Удумова и А. Синдер. Это был прототип знаменитой, впоследствии, «Галичаночки». Концерты, поездки по деревням, участие в различных смотрах. И всё это было в период войны.
 
 Ансамбль. Руководитель А.М. Синдер
 
 
    После войны в Галич приезжают работать две профессиональные театральные труппы. Ставились пьесы советских драматургов, русская классика, иностранных драматургов.
    1 апреля 1947 года решением Костромского обкома ВКП(б) и облисполкома в Галиче вновь создан драматический театр, единственный (кроме облдрамтеатра) во всей Костромской области. Но в таком статуте театр просуществовал по каким-то причинам не долго, до 1949 года. Профессиональные театральные труппы разъехались.
   После их отъезда в Галиче снова возобновляет работу театральный кружок под руководством Лубениной, а затем Н.В. Мясниковой. Были поставлены спектакли «Васса Железнова», «Пути-дороги», «Сиреневый сад», «В добрый час», «Беспокойная старость».
 
 

  Театральный коллектив при Доме культуры.

На переднем плане: А.М. Синдер, С.Д. Лубенина, в центре Н.В. Мясникова.

 

   В театральном коллективе продолжает работу С.Д. Лубенина. Одновременно, работая медсестрой, она, начиная 1943 года и по 1951, вела в городе кружки художественной самодеятельности.
   В 1948 году в Галич приезжает Н.В. Мясникова. Её зачисляется в труппу Галичского драм театра. С этого времени вся её жизнь связана с Галичем. Здесь она встречает своих единомышленников А.М. Синдер, С.Д. Лубенину, Е.В. Турковскую и других талантливых людей.
 

 

 Нина Васильевна Мясникова (1912-1984) родилась 23 января 1912 года. Получив только средне образование, она в 1933 году начинает свою профессию актрисы драмы в Вологодском областном драматическом театре. В 1939 году переводится на работу в Вологодский областной театр юного зрителя. Как областной драматический, так и театр юного зрителя территориально в это время находились в городе Череповце. За успешно сыгранные роли в ряде спектаклей, Нина Васильевна неоднократно поощрялась руководством театра, о чём свидетельствуют записи в её Трудовой книжке. В начале Великой Отечественной войны  театр был расформирован, артисты-мужчины ушли на фронт, в том числе и муж Нины Васильевны, артист Кубарев Дмитрий Алексеевич. Нина Васильевна работает и официанткой в столовой военторга, и дезинфектором в прачечно-дезинфекционном отряде №161.
  В октябре 1944 года снова заработал Череповецкий театр, Н.В. Мясникова снова зачисляется в труппу театра. Затем были Котельничский драматический театр (1947 г.), Шарьинский драматический театр (1948 г.).
   Когда в 1949 году Галичский драматический театр прекратил свою работу. Н.В. Мясникова устраивается на работу на местное радио и работает там до 1951 года.
В 1951 году Нину Васильевну приглашают на должность художественного руководителя в Дом культуры г. Галича.
     Вместе с Синдер создают агитбригады, играются первые режиссируемые ей спектакли: «Васса Железнова», «Женитьба Бальзаминова», «Твоё личное дело», «Любовь и картошка», «Депутат Балтики», «Стряпуха». Всего 17 спектаклей было поставлено Ниной Васильевной до открытия, вновь возрождённого её усилиями, Народного театра.

Театральная труппа 50-х годов ХХ века.

 

 

 

   В 1953 году квартет, руководимый А.М. Синдер, был приглашен в Москву. Выступал в Центральном Доме работников искусств, был принят в Большом театре, где с галичанами на равных беседовали Черкасов, Чирков, Максакова.
   Синдер продолжает собирать обрядовые и народные песни Галича и Галичского района. В 1957 году под её руководством организуется фольклорный коллектив «Галичаночка», основой которого стал квартет. К этому времени (с 1949 года) Александра Михайловна работает в районном Доме культуры Галича.
   В 1952 году ушла на пенсию С.Д. Лубенина, но продолжала играть в театре. София Дмитриевна Лубенина сыграла в 350-ти спектаклях. Это были различные роли, разные характеры. Окончательно она ушла из театра в 1968 году. Софье Дмитриевне, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1965 г. присвоено звание заслуженный работник культуры РСФСР.
   В городе в это время активно функционируют драмкружки в школах. Школа №1 в эти годы ставит ряд замечательных спектаклей для детей. Это «Снежная королева», «Кошкин дом», ставят музыкальный спектакль по стихам Я. Акима «Песенка в лесу» и приглашают автора на премьеру.
 

 

После спектакля «Песенка в лесу».  В центре последнего ряда Я. Аким.

 

 

 

    В школе №4 В. Касторский и Н. Мясникова ставят сцены из «Бориса Годунова».
    В это время раскрывается недюжинный талант Н.В. Мясниковой, как режиссера.
  Народный театр Галича был торжественно открыт 9 декабря 1959 году спектаклем «Молодо – зелено».
 
 
 
   24 спектакля поставила в Народном театре Н.В. Мясникова. Последний спектакль в её постановке был сыгран в 1975 году, это был «Чудесный сплав».
   С 1961 года Мясникова работает режиссёром, а с 1962 и до ухода на пенсию в 1978 году, главным режиссёром  Народного театра.
   За это время были сыграны спектакли: «Пора любви» В. Катаева, 1963 г, «Забавный случай» К. Гольдони, 1964 г, «Миллион за улыбку» Софронова, 1964 г,  «Барабанщица» А. Салынского,1965 г,  «Сохрани мою тайну» В. Собко, 1968 г, «Сослуживцы» Э. Рязанова, 1972 г, «Трибунал» А.Макаёнка, 1972 г, «Часики бирюзовые» А. Антакольского -  сказка для детей, «Антонина» Г. Мамлина, 1974 г, «Чудесный сплав» В. Киршон, 1975 г, «Лунная соната» А. Тур, 1975 г.
 
  Театральные программки тех лет
 
   В это время вместе с Н.В. Мясниковой работали режиссёры С.М. Розенкова, С. Аввакумова, В.И. Ермолаев.
 
 
 
 

 

В театре играют талантливые артисты:  Е.М. Дьякова, Е.В. Турковская, Д.А. Соловьёв, М.Д. Петрунина, М.Н. Черненко, А.С. Барейкин, А.М. Синдер, В.И. Воронов, Ю. Абрамов, Г.В. Берсенев, А.П. Костров, В.В. Красоткина, Н.В. Пальцев, М.В. Соловьёва, В. Сологубов, А.С. Сологубова, Т. Аристова, К. Беляев, В. Есенчук, Е. Каликина, Н. Малышева.
 

 

 


   Кроме театральных постановок Н.В. Мясникова поставила 11 театрализованных композиций к различным торжественным и праздничным мероприятиям, проводимых в городе. Среди них: «Районный фестиваль молодёжи в 1957 году», «День молодёжи в 1958 году»,  «800-летие Галича» в 1959 году». Все мероприятия проходили на очень высоком уровне, при участии многих коллективов художественной самодеятельности города и района. Талантов в Галиче было не занимать.


 
   С уходом на пенсию Н.В. Мясникова организовала театральный коллектив на экскаваторном (ныне автокрановом заводе), приобщив к театральному искусству талантливую молодёжь.
    Похоронена Нина Васильевна на городском кладбище города Галича. На её скромной могиле только две даты, начало и конец жизни. А между ними жизнь талантливейшей актрисы и режиссёра.
   После ухода Н.В. Мясниковой и А.М. Синдер режиссёром театра стала С. Смирнов. Галичский Народный театр стал медленно затухать.
   Прошла смена поколений в руководстве культурой в городе. Угасла художественная самодеятельность на предприятиях и учреждениях города.
   Для Галичского театра начался период застоя. Надолго ли?

 

 

 

 

Используемые материалы.

 

  1. Воспоминания З.В. Авроровой о театре в Галиче в конце XIX  начале ХХ веков – материалы Галичского краеведческого музея.
  2. Воспоминания С.Д. Лубениной о театре в Галиче с начала и до середины ХХ века - материалы Галичского краеведческого музея.
  3. В.В. Касторский – «К истории театра в Галиче» - материалы Галичского краеведческого музея.
  4. «Воспоминания» - Н.Ф. Чалеев-Костромской, изд-во ДиАр, Кострома, 2006 г.
  5. «Воспоминания о Галиче начала ХХ века» - С.И. Бородатов – материалы архива Л.И. Белова.
  6. Материалы из архива Н.В. Сотникова.