ГАЛИЧСКИЕ СВЯТЫЕ И ПРОПОВЕДНИКИ

 

ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ

 

ГАЛИЧСКИЙ И ЧУХЛОМСКИЙ

 

(1290 – 1375)

 

    Авраамий Галичский, ученик и постриженик преподобного Сергия Радонежского был просветителем  христианской веры в Галичских пределах. Он вдохнул жизнь в полудикое славянское население этих мест

 

   Авраамий основал на берегу Галичского озера Новоозёрский монастырь в честь явившейся ему иконы Божией Матери «Умиленье», две пустыни на реке Виге, а в Чухломских землях положил основание Городецкому монастырю. Скончался он в 85 лет 20 июля 1375 года, в день пророка Еремии, которому ревностно подражал в пустынножительстве. Время его уединения ознаменовалось дивными чудесами: преподобный Авраамий ходил по озеру, как по суху: от запада к востоку, от подгорья до малого островка Фролищево, где потом был погост с приходом во имя св. Фрола и Лавра; от островка этого путешествовал до подгорья Николаевской пустыни, где потом основался Паисьев монастырь, потом шёл на север до подгорья другой малой Никольской пустыни, где спустя время устроен был Никольский женский монастырь.

 

Святые мощи галичского и чухломского Чудотворца находятся под спудом соборной каменной церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы с пределом пророка Ильй Авраамиева Городецкого монастыря.

 

По мере просвещения и на пожертвование мирян и князей галичских стали строить в Галиче великолепные храмы.

 

«Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №2(39), 2000 г., Кострома, С.32-33.

«Преподобный Авраамий Галичский» - «Галичские Известия», №55(10834), 15. 05.03 г.

 

 

 

 
 
 

ПРЕПОДОБНЫЙ
ГРИГОРИЙ ПЕЛШМЕНСКИЙ

Конец XIY - начало XY веков

 

 

На месте нынешнего погоста Игнатово (Степановский сельсовет) в древности существовал мужской монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Начало устроения на сем месте обители с всею вероятностью можно отнести ко времени CIU столетия по Рождеству Христову. По крайней мере, достоверно известно, что в начале CU столетия эта обитель находилась в довольно цветущем состоянии по тогдашнему времени и управлялась игуменами.

 

     Так, в начале сего столетия, её украсил христианскими добродетелями и святостью жизни преподобный отец Григорий игумен, впоследствии времени основавший обитель в Вологодских пределах на реке Пелшме. Григорий был родом галичанин, из благородной фамилии Лопатовых. В юных годах возлюбил уединение, стремясь к богомыслию, оставил своих родителей и ушёл к преподобному Макарию, основавшему к тому времени обитель на реке Унже Костромской губернии. Здесь принял на себя иноческий сан, удостоен священства и, как опытный в духовной жизни священников получил игумничество в Рождественском монастыре. Во время управления его сею обителью, он значительно распространил её и умножил в ней число молящихся. Благочастивая жизнь его и христианские подвиги вскоре обратили на него особенное внимание и уважение галичского князя Юрия Дмитриевича, сына Донского, так что преподобный восприёмным отцом сыновей его – Дмитрия Шемяки и Василия Косого. Слава преподобного не ограничивалась пределами Галичскими, она достигла слуха Великого Московского князя Василия Дмитриевича, и он вознамерился поставить его Архимандритом в городе Ростове. Но преподобный, давно отрекшийся навсегда от мира и избегающий славы человеческой, оставил игуменство и «отыде в незнаемая и непроходимая места».

 

Впоследствии, когда преподобный был уже настоятелем во вновь основанном им монастыре на реке Пелшме, он является миротворцем русских князей в часто проходивших тогда между ними смутах. Так, когда галичский князь Юрий, свергнувший с Московского владения Василия Васильевича Тёмного, незаконно присвоил себе Великокняжеский престол, преподобный Григорий нарочно ходил в Москву, дерзновенно обличил властолюбие Юрия, обязал его уступить старейшество Тёмному и довольствоваться своим родовым Галичским наследием.

 

 

«Преподобный Григорий Пелшменский» - «Галичские известия» №78(10857), 08.07.2003 г.

«Миротворец русских князей», - «Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №2(39), 2000 г., Кострома, С.34.

 

 

  

ПРЕПОДОБНЫЙ

ИАКОВ ГАЛИЧСКИЙ

Конец XIY - начало XY веков

 

Преподобный Иаков Галичский  вошел в историю земли Галичской необыкновенным спасением иконы Овиновской Божией Матери. В рукописном житие преподобного Паисия Галичского рассказывается, как инок обители Иаков во время пожара, выбив бревном церковную дверь, вошел в огонь, взял чудотворный образ и вышел назад сквозь пламя совершенно невредимым, несмотря на то, что расплавились от огня бывшие на этом образе различные украшения.

 

Преподобный Иаков Галичский жил в монастыре преподобного Паисия, неся своим служением Богу идеи христианства в Галичские земли.

 
 
 
   Прославившись после подвига спасения святой иконы из пламени,он поселился в обители св. Николая в Галиче (позднее Староторжский Николаевский девичий монастырь) и здесь был погребен в Никольском соборе.

 

«Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №2(39), 2000 г., Кострома, С.34.«Преподобный Ияков Галичский» - «Галичские известия» №78(10857), 08.07.200

 

 

 ПРЕПОДОБНЫЙ

КИРИЛЛ НОВООЗЁРСКИЙ

 
 

(1475(80) – 1532)

 

 

     Преподобный Кирилл Новоозёрский выходец из Галичских дворян Белых. Их дом стоял на берегу реки Кешмы. В 2005 году на месте, где стоял дом дворян Белых (ул. Поречье) был установлен Поклонный крест.

 

В возрасте пятнадцати лет  мальчик тайно ушёл из дома родителей в монастырь Корнилия Комельского под Вологдой, где вскоре принял подстриг в иноки. Оттуда он уединился в пустынь, где в полном одиночестве провёл семь лет. Возвратившись к людям, Кирилл направился на Белоозеро, но остановился неподалеку от него на озере Новом. Там на острове Красном построил себе келью, а позднее поставил две церкви: одну во имя Воскресения Христова, другую – во имя Богоматери Одигидрии. К нему стали стекаться верующие, любители безмолвной жизни, которые впоследствии основали обитель под именем «Новоозёрной монастырь». Основатель же монастыря Кирилл добавил к своему имени название монастыря и стал преподобным Кириллом Новоозёрским.

 

Журнал «Памятники Отечества», выпуск «Северная Фиваида», 2005 г.

 

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ ГАЛИЧСКИЙ

Конец XIY - начало XY веков

 

 Преподобный Паисий Галичский был настоятелем в Галичском Успенском монастыре, который ещё при жизни его был назван «Паисьевым». Имя этого святого угодника стало широко известно и почитаемо в связи с чудесным появлением в Галиче иконы Божией Матери, так называемой «Овиновской».

 

Предание повествует, что когда игумен Паисий вместе с боярином князя Юрия Дмитриевича Иваном Овином, на земле которого была устроена обитель, затеяли строить новый храм во имя св. Николая, неожиданно два совершенно никому неизвестных человека передали им образ Божией Матери с советом, чтобы храм этот был воздвигнут во имя Успения Пресвятой Богородицы. Увидев этот знак соизволения Божьего, Овин выстроил храм во имя Успения Богородицы, а обретенная икона стала известна под названием «Овиновской».

 

Преподобный Паисий, игумен обители, ездил со списком образа Божией Матери в Москву, просить великого князя о покровительстве монастырю. Он был торжественно встречен князем и митрополитом, а вскоре за строгую постническую жизнь преподобный Паисий был произведен в архимандриты, а монастырь в честь его был назван «Паисьевым».

 

Святые мощи преподобного Паисия покоятся под спудом Успенской церкви.

 

«Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №2(39), 2000 г., Кострома, С.33-34.

«Овиновская икона Божией Матери – Главная Святыня г. Галича и четыре её явления», «Галичские известия», №55(10834), 15.05.03 г.

«Преподобный Паисий Галичский» - «Галичские известия» №78(10857), 08.07.2003

 

 

МЕРКУЛОВА ВЕРА АНТОНОВНА

(1874 – 1937)

Св. Верушка

 

  Вера Антоновна Меркулова родилась, по всей видимости, в дворянской семье, поскольку в следственных документах НКВД значится помещицей. В народе её звали святой Верушкой, Верушкой Сумароковской, матерью Верой.
      Святая Верушка обладала даром прозорливости, её природная набожность и отношение к Советской власти, как власти не от Бога, привлекали к ней людей всех сословий. Люди сплачивались вокруг неё в защите своих интересов, особенно если это касалось православной религии. Она даёт жизненно важные советы, помогает людям, как может, даёт им деньги и продукты в долг, особенно в посевную пору, ни когда, ни кому не отказывает. И люди потоком шли к ней за добрым советом, за благословением и несли уже ей муку, мясо, яйца, холсты.
       В её жизни много белых пятен. До сих пор точно неизвестно ни год, ни место её рождения. Так по исследованиям Л.И.Сизинцевой в списке лиц Свято- Троицкого женского монастыря В.А.Меркулова числится, как крестьянка Орловской губ, Мценского уезда, 23 года, в монастыре с 1906 г., а уже в деле ЧК на гражданку Меркулову В.А. в 1920 г. с её слов записано, что в Орловской губ. она  только числится, а родилась на Кавказе в г. Севастополе, потом жила 24 года в Ростове-на-Дону без родителей. Родители оставили ей небольшие средства, на них она и жила, вела хозяйство, ходила в церковь. Таким образом, по монастырским документам В.А.Меркулова родилась в 1884 г., по документам ЧК  - в 1882 г., а по документам НКВД в 1935 г. сказано, что В.А.Меркулова родилась в селе Сумароково Молвитинского района Ивановской промышленной области в 1874 г. Постриг в монашество получила в 17 лет в Грузии.
Место рождения В.А. Меркуловой - Костромская губ., Галичский у., д. Н. Телеково. (Ожегин П.Т.- Список репрессированных служителей церкви Вятской епархии). В этом же документе указан год рождения В.А. Меркуловой – 1886 г.
      Разные сведения и об её образовании. Самообразование по документам 1921 г. сменяется гимназией - в 1935 г. По воспоминаниям М.М.Храмцова, со слов его отца, В.А.Меркулова родилась в именьи под с. Берёзовцем Галичского уезда и получила хорошее домашнее образование.
     В.А.Меркулова была идейным организатором защиты церквей Галича, особенно в Рыбной слободе, где она часто бывала. Вокруг её организовывались люди, для которых церковь была самой жизнью. В Рыбной слободе В.А.Меркулова возглавляет религиозную организацию по защите христианской веры. В неё входят жители Рыбной слободы: Анна Скорнякова, Варвара Булатова, Александра Басова и др. Власти жестоко расправились с этой организацией. Многие её члены, в том числе и В.А.Меркулова, были расстреллянны, многие сосланы в Казахстан в 1937 г. 27 июля 1983 г. все они были реабилитированы.

 

Л.Сизинцева -  «Голоса», Новомученики и исповедники, «Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №3, 1994 г., Кострома.

А.Мезерина - «Мати Вера», газета «Северная правда», 19 апреля 2001 г., Кострома.

Н.Сотников - «История рыболовства и Рыбной слободы с конца XYIII до середины XX веков», Галич, 2002 г.

 

 

 

 СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ДЬЯКОНОВ
(1880 – 1937)
ОТЕЦ СЕРГИЙ – СВЯЩЕННИК, ПЕДАГОГ 

 

Отец Сергий (Сергей Алексеевич Дьяконов) родился в г. Костроме. После окончания духовного училища в 1900 году он женится на дочери священника из села Солды Солигаличского уезда Марии Владимировне Ильинской и в 1907 г. приезжает в Галич. Отец Сергий получает приход в церкви св. Василия Великого в Рыбной слободе и становится духовным наставником жителей Рыбной слободы.

 

Сергей Алексеевич вел большую просветительскую работу. Он становится преподавателем  в начальном народном Училище, что располагалось в Рыбной слободе, и преподаёт в нём не только Закон Божий, но и литературу, краеведение,  уроки этики и эстетики, базируясь на христианских заповедях и обычаях жителей Рыбной слободы.

 

Отец Сергий часто встречается со святой Верушкой (Верой Антоновной Меркуловой), разделяет её взгляды в области православия. После государственного переворота 1917 года отец Сергий вместе со святой Верушкой и с жителями Рыбной слободы приложили огромные усилия по защите церквей. Властями отец Сергий и его семья были объявлены врагами народа. Эти гонения закончились расстрелом отца  Сергия в 1937 г. Реабилитирован посмертно в 1989 году.

 

У отца Сергия была замечательная семья - девять детей, пять дочерей и четыре сына. Все они выросли хорошими людьми, достойными своего отца.

 

Отец Сергии разделял взгляды своего тестя, отца Марии Владимировны, иерея Владимира Стефановича Ильинского, 1833 г. рождения.

 

Владимир Стефановича Ильинский был расстрелян в Солигаличе карательным отрядом большевиков 22 февраля (7 марта) 1918 г. по приговору «военно-революционного суда». Всего в этот день в Солигаличе было казнено 10 чел.

 

По благословению Архиепископа Костромского и Галичского Александра иерей Владимир Стефановича (1833- 1918) канонизирован местно-чтимым святым, новомучеником земли Костромской 27 марта 2000 г.

 

 

(Житие новомучеников г. Солигалича Костромской епархии, г. Кострома, 2000 г. С.15)