ГАЛИЧАНЕ – ХУДОЖНИКИ

 

 

 

БАЛАКИН ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ

(г. р. 1963)

ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ
ХУДОЖНИК - АКАДЕМИК

 

 

     Евгений Юрьевич Балакин родился 22 ноября 1963 года в г. Новокузнецке Кемеровской области в семье горного инженера.

 

В 1968 году семья переехала в Галич, на родину родителей. Здесь, в 1971 году, Евгений пошёл в школу, выбрав ту, что окончил его отец – 4 среднюю. Одновременно поступил в Галичскую художественную школу, поскольку любовь к рисованию проявил ещё в детском саду. После окончания 5-го класса 4-ой средней школы по совету преподавателей Евгений Юрьевич поступает в школу-интернат им. Иогансона при институте им. Репина Академии художеств в г. Ленинграде. Здесь раскрываются его способности к живописи.

 

По окончании школы-интерната Ж.Ю. Балакин поступил в Красноярский институт культуры на отделение живописи. Потом была служба в армии и снова институт.

 

После окончания  института культуры, как лучший, был оставлен для совершенствования мастерства на 3-х годичных курсах творческих мастерских. Учился у народного художника России, профессора Ю.П. Ишханова, а также у народного художника России, профессора А.П. Левитина.

 

Сюжетной выпускной картиной Евгения Балакина была картина «Бабье лето». Картина получила высокую оценку специалистов. В картине «Бабье лето» художник показывает Галич в самое прекрасное время года. Несмотря на композиционную многоплановость, работа воспринимается как единый, цельный, гармоничный и увлекательный рассказ о традициях русской провинции, повседневных заботах простых людей.

 

За свои творческие работы по окончанию срока обучения на курсах творческих мастерских Евгений Юрьевич Решением Академии художеств от 27 января 1998 года был награждён «Дипломом» за достигнутые успехи.

 

Е.Ю. Балакин член Союза художников России. В настоящее время живёт и работает в Галиче.

 

 

В.Лапшин - «В творческом плавании», «Галичские известия» от 21.04.1998 г.

Е.Балакин - «Автобиография», материалы музея средней школы №4, 01.03.2003 г.

 

 

 

ВАРЛАМОВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

(1920 – 2000)
НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК РОССИИ

 

 

    А. Г. Варламов родился 8 августа 1920 году в г. Галиче. Его отец Григорий Варламович, выходец из крестьян Псковской губернии, был выслан в 1916 году, в составе 181-го запасного пехотного полна, в Галич. Здесь он познакомился с коренной галичанкой Анной Александровной Рудомазиной, ставшей позднее его женой.

 

О своем детстве Алексей Григорьевич вспоминает так: «Первое воспитание я получил от своей бабушки, которая была очень добрым, нежным и культурным человеком». Бабушка Алеши много занималась вышиванием, вязанием. Она рисовала узоры, орнаменты для новых вышивок, и Алеша часами мог любоваться на ее работу. Отец учил Алешу рисовать лошадей. Так что любовь к рисованию у Алёши зародилась задолго до школы.

 

Часто он вместе с друзьями бегал на холм Щемяки, где можно было встретить местных художников и наблюдать, как они пишут этюды. Из впечатлений детства Алексею Григорьевичу запомнилась руководительница детского сада по ул. Ленина красивая, добрая и ласковая Ольга. У нее был сильный и красивый голос, она много пела, стараясь привить детям чувство прекрасного.

 

В 1928 году Алеша пошел в начальную школу (средняя школа № 4). Из школьных друзей Алексей Григорьевич часто вспоминал Васю Волкова, который был постоянным соперником в рисовании, братьев Панасенко - заядлых футболистов. В 1930 году отца Варламова переводят на работу в г. Шарью, и вся семья Варламовых переезжает туда, В Шарье он заканчивает семилетку и в 1935 году поступает в Горьковское художественное училище. Как вспоминает Алексей Григорьевич, «годы учебы, да еще вдали от родителей, всегда полны материальных трудностей, но трудности закаляют человека».

 

В 1940 году он оканчивает училище. Его приглашают работать преподавателем на подготовительных курсах художественного училища. Здесь же он был принят в Горьковское товарищество художников. В мае 1941 года Алексей Григорьевич был призван в ряды Красной Армии. Его назначили в школу младших авиаспециалистов. Затем — фронт. Алексей Григорьевич защищал Москву, участвовал в боях на Курской дуге. В 1944 году был принят в ряды КПСС. Горьковский искусствовед П. П. Балакин так писал о военном периоде в жизни А. Г. Варламова: «Война задержала художественное развитие Варламова, сделав его на несколько долгих лет стрелком-радистом скоростного бомбардировщика. Но война же обогатила его запасом жизненного опыта, почерпнутого в суровых испытаниях, в непосредственном общении с народом». Демобилизовался А. Г. Варламов в конце 194.5 года. Опять стал преподавать в художественном училище.

 

После войны творческая биография Варламова началась заново. В тяжелый период восстановления художник писал о том, что было наиболее живо в памяти каждого - о войне. По этюдам и зарисовкам, привезенным из действующей армии, Варламов исполнил свою первую тематическую картину «Партизаны Великой Отечественной войны». На материалах недавнего прошлого художник рассказал о мужестве людей, которые отдавали свою жизнь, защищая Советскую Родину.

 

Послевоенные годы — первый этап творчества А. Г. Варламова. Это был период исканий, время формирования таланта, поисков своей индивидуальности в искусстве. Определялся круг тем, которые вскоре полностью захватили живописца, начали складываться и утверждаться особенности его художественной манеры. П. П. Балакин писал так: «Для Варламова характерны широта тематического диапазона, стремление к правдивости психологических характеристик и реалистическая ясность живописного языка. Но самая главная особенность таланта художника - это его лирический лад».

 

Лирическое мировосприятие давало себя знать исподволь, робко проявляясь сначала в выборе сюжетов. Суровый опыт военных лет сделал художника особенно восприимчивым я светлым сторонам действительности. Тогда для Варламов стали ведущими две темы: жизнь современной советской деревни и изображение детей.

 

Колхозной тематике А. Г, Варламов посвятил несколько полотен, «изданных в 1947 - 1948 годах; «В нашем колхозе праздник», «Зимой», «Сельская детвора» (1948 г.), «Юные авиамоделисты» (1949 г.). Автор картин вводит зрителя в обаятельный и поэтический мир детских образов. Именно в этих произведениях раскрывается лирический подход художника к изображаемому. Знание детской психологии и наблюдательность, позволяют ему очень правдиво передать позы, жесты и мимику, в которых выражаются индивидуальные реакции его маленьких героев. А. Г. Варламов много работает в области портрета. Изображая человека, раскрывая его характер, художник интересуется в первую очередь социальными признаками портретируемого. Зритель сразу узнает в его героях студента, рабочего, колхозника. Подчеркивая присущие модели, характерные черты нашёго современника, заостряя социально значимое, художник тяготеет - к созданию портрета-типа; именно с портрета «Девушка с цветами» (1946 г.), где А. Г. Варламов изобразил свою однополчанку; художник начал свою творческую деятельность. Его - работы «За книгой», «Автопортрет» (все они представлены на выставке) свидетельствуют о больших, но еще не проявившихся полностью возможностях художника.

 

В 1960 году А. Г. Варламов пишет большое полотно на современную тему «Золотая свадьба». Работа над ним началась еще в 1956 году. Тема картины - жизнь советской семьи, вырастившей и воспитавшей несколько поколений, - с трудом поддавалась раскрытию. Художник собирал обширный этюдный материал на заводе «Красное Сормово» и в рабочем поселке. Почти закончив работу над огромным холстом, где было изображено около 30 фигур, художник остался совершенно неудовлетворенным и, оставив старый холст, начал писать второй вариант картины. Желая добиться целостности впечатления, А. Г. Варламов в окончательном варианте полотна убирает многие фигуры, отказываясь от некоторых деталей, делает группы людей, сидящих за праздничным столом, компактнее. Характер семейного праздника воспринимается теперь четко и сразу. В 1954 году Алексей Григорьевич  пишет большое полотно «По Волге широкой». Эта картина была закончена в нашем городе Галиче. Дом культуры предоставил художнику помещение, где и закончилась работа над картиной. Многие галичане послужили образами героев картины Варламова на огромном холсте.

 

Композиционное мастерство художника растет от работы к работе. В 1950 году Варламовым была создана картина «В. И. Ленин с детворой», до настоящего времени являющаяся высшим творческим достижением. Неоднократно репродуцированная, картина широко известна советскому зрителю. Обращение к исторической теме знаменовало наступление нового периода в творческом развитии художника. Нелегко было внести что-то новое в обширную Лениниану, созданную советским изобразительным искусством, пластическую сюиту, отмеченную такими вершинами, как произведения Н. А. Андреева, И. И. Бродского, А. М. Герасимова. В. А. Серова. Алексей Григорьевич много работает с историческими документами, фотографиями, эскизами, сделанными советскими художниками еще при жизни В. И. Ленина. Особенно важную роль в работе сыграла посмертная маска, снятая с В. И Ленина скульптором С, Д. Меркуровым. Работы Варламова «В. И. Ленин и Максим Горький», «В. И. Ленин и Н. К. 'Крупская», «Ленин в Октябре» и «Штаб Октября» получили высокую оценку общественности. В 1969 году А. Г. Варламову было присвоено высокое звание заслуженного художника РСФСР. В 70—80 годы Алексей Григорьевич много работает в области портрета, волнует его и тема войны. Многие работы художника находятся сейчас в Горьковском музее изобразительных искусств. Они неоднократно экспонировались на всесоюзных и областных выставках.

 

Работы Варламова есть и в частных коллекциях галичан.

 

Последние годы жизни Алексей Григорьевич Варламов жил в Нижнем Новгороде.  Умер художник в 2000 году. Похоронен в Нижнем Новгороде

 

«80 лет – ещё не возраст» - «Галичские известия» №97 (10432) от 17.08.2000 г.

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

 

 

ВЛАСОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

(1873 – 1942)

РУССКИЙ ХУДОЖНИК

 

 

    Сергей Алексеевич Власов родился 13 сентября 1873 г. в деревне Пеньки близь г. Галича (сейчас это улица Горная) в крестьянской семье. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Здесь рано проявилась у него страсть к рисованию и живописи, но средств на учёбу в семье не было.

 

  Наконец, по совету какого-то местного земского чиновника, оценившего художественные способности юного Сергея, он подал в Галичскую управу прошение о назначении ему пособия или стипендии для получения художественного образования. К его радости Земство выделило ему единовременное пособие в размере 50 руб.

 

Сергей Алексеевич уезжает в Петербург и поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Работает в мастерской И.Е. Репина. Ректор Высшего художественного училища В. Беклемишев присылает в Галичскую управу Благодарственное письмо. Убедившись, что деньги потрачены не зря, посланец принят и успешно занимается в художественных классах, управа продолжала оказывать ему материальную помощь до окончания курса.

 

   После окончания художественного училища С.А. Власов поступает в Академию художеств, которую оканчивает в 1910 году. В возрасте 37 лет он получает звание художника за картину «Песня».

 

    В последующие годы художник едет на Север к Белому морю, затем на Волгу и, конечно, посещает родные места. Здесь Сергей Алексеевич создал ряд скромных, глубоко реалистичных этюдов из жизни Галича и его окрестностей. Он не создавал больших картин, а раскрывал образ родного города как бы по частям в целой серии этюдов.

 

Местом своего постоянного жительства Власов выбирает Петербург, Васильевский остров. Здесь в Гавани в 1919 г. прошла первая выставка его произведений.

 

    В 1921 г. Сергей Алексеевич организовывает выставку своих работ в Галиче. Целый ряд его работ приобретает Галичский краеведческий музей, картину «Галич CUI века» приобрела редакция местной газеты. Многие работы были приобретены частными лицами.

 

Кроме Галича Власова привлекают и другие древние города – Новгород, Псков, Ростов, Великий Устюг. Он любит рисовать памятники старины, был большим специалистом по реставрации настенной живописи.

 

     Следующая его большая выставка состоялась в 1937 году в Ленинграде, а в 1938 году Власов привозит эту выставку в Галич. Здесь 7 августа Галич тепло отметил 30-летие творческой деятельности художника.

 

    Сергей Алексеевич пообещал к своему 70-летию собрать все работы, относящиеся к родному краю, передать их родному городу. К сожалению, этой мечте не суждено было сбыться, помешала Великая Отечественная война.

 

     В 1942 году в блокадном Ленинграде от взрыва снаряда оборвалась жизнь художника. Похоронен С.А. Власов на Пискарёвском кладбище.

 
 
 
 

 
Белов Л. – «Художник Власов Сергей Алексеевич» «Ленинский путь» от 13 сентября 1983 г.
Пашин В. – «Питерский галичанин», газета «Доска почёта» №5 от 13.09.2003 г., г. Кострома.
Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

ВЛАСОВА ВАЛЕНТИНА ФЁДОРОВНА

(г. р. 1932)

Художник-прикладник (ткачество на ручном стане)

 

 

    Валентина Фёдоровна Власова (в девичестве – Лебедева)  родилась в 1932 году в деревне Лещихино Галичского района, Углевского с/с. в большой крестьянской семье. В семье  было 12 человек детей, Валя была девятым ребёнком. Отец Фёдор Флавианович в зрелые годы работал председателем колхоза, к старости – конюхом, лесником. Мать Евгения Евграфовна прожила жизнь русской крестьянки.

 

Первым учителем Валентины Фёдоровны был её брат Геннадий Фёдорович. Потом она училась в Китоврасах. Прямо-таки сказочное название: Китоврас – герой древнерусского сказания, который обладал чудесной силой, но ходить мог лишь по прямой. Нет уж этих деревень и в помине. В Китоврасах окончила Валентина Фёдоровна 4 класса. В 1942 году пошла в пятый класс Пронинской школы. «Самый голодный год был», как выразилась Валентина Фёдоровна. Ходила пешком за 9 километров каждый день из деревни Суворово, куда к тому времени переехала семья. Семилетку закончила в1947 году и пошла,  работать в колхоз.

 

Нет, не забудется бесконечный тяжёлый за гроши труд в колхозе «Власть Советов» Углевского с/с. Работала Валентина Фёдоровна и бригадиром, и на лесоповале вдоволь помахала топором.

 

Тогдашние русские деревенские дети сызмальства привыкали к труду. Валентина Фёдоровна научилась прясть в шесть лет, а в двенадцать лет уже ткала на домашнем ткацком стане. И это искусство ручного ткачества она хранит до сих пор и передаёт своим ученикам.

 

Валентина Фёдоровна участник многих выставок, организованных Галичским краеведческим музеем, с которым  она активно сотрудничает.

 

Валентина Фёдоровна пишет стихи, которые печатает в местной газете «Галичские известия».

 

Сейчас Валентина Фёдоровна на пенсии. Живёт в собственном доме и продолжает радовать галичан своими холстами ручной работы.

 

 

В.Лапшин - «Скучать некогда», «Галичские известия», №27 (10507), 07.03.2001 г.

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

ГУСЕВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

(г. р. 1952)

ХУДОЖНИК-ПРИКЛАДНИК,

ЗАСЛУЖЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

    Мария Николаевна Гусева родилась 13 марта 1952 года в деревне Чурилово Галичского района. Отец её был прославленным мастером плотницких и столярных дел, известным на всю округу. С раннего детства наблюдала Мария Николаевна, как умелые руки отца творили из дерева чудеса, как из простой доски получалось ажурное кружево. Ей нравился запах смолистой сосны, белизна и мягкость липы и осины, причудливые наросты на деревьях. О своём детстве Мария Николаевна рассказывает скупо:  «В семье была четвёртым ребёнком. Старшие братья  и сестра, детьми, испытавшие тяжёлые послевоенные годы, уже с тринадцати лет  вместе с родителями зарабатывали на жизнь, меня, четвёртого ребёнка, игрушками не баловали. Их просто не было в доме. И уже в этом возрасте я старалась сама сделать себе игрушки из травы, из соломы, из глины».

 

Стремление к рисованию, к живописи заметили учителя в школе, посоветовали поступать в художественное училище. Но судьба распорядилась по-иному. В училище девушку не приняли, сославшись на то, что у неё нет специальной подготовки, устроилась на работу заведующим клубом. Потом работа швеёй-мотористкой на швейной фабрике г. Галича. Но мечта стать художницей не угасала. Стала заглядывать в художественную мастерскую, взяла несколько уроков рисования у одного из художников.

 

Однажды встретилась с преподавателем педагогического училища В.Г. Крыловым, который, посмотрев рисунки Марии Николаевны, пригласил её во вновь открывшееся отделение труда и черчения. В педучилище она поступила в 1970 году.

 

Она попала в группу замечательного преподавателя, увлечённого декоративно-прикладным искусством,  А.Н. Григорова. В училище Мария Николаевна многое узнала об искусстве, о декоративно-прикладных его видах, приобрела навыки работы с деревом, природными и другими материалами, выполнила первые свои поделки, овладела методикой преподавания  труда и черчения в школе. После окончания училища была направлена на работу учителем труда и черчения в свою любимую Россоловскую школу. Видя её успехи и организаторские способности, руководство Галичского педагогического училища приглашает Марию Николаевну Гусеву на преподавательскую работу, где она  успешно работает, по сей день.

 

Совершенствуя свои профессиональные знания, Мария Николаевна заочно окончила индустриально-педагогический факультет Череповецкого пединститута.

 

За многие годы работы Мария Николаевна в совершенстве овладела методикой трудового обучения, ведёт практикумы по труду. Получила звание учителя- методиста, учителя высшей категории, Отличника народного образования. За успешную подготовку педагогических кадров награждена Почётными грамотами Министерства народного образования РСФСР и облоно.

 

Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 1999 года  Гусевой Марии Николаевне присвоено Почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

 

Свою педагогическую работу Мария Николаевна не мыслит без творческой работы. Она бессменный председатель клуба мастеров, который был открыт в1984 году при Галичском музее, её работы экспонируются на многих выставках. Мария Николаевна участвовала в 1966 году на ВДНХ в г. Москве во втором Всероссийском фестивале народного творчества, где получила звание «Лауреат Всероссийского  конкурса народного творчества» и медаль. Получила  Диплом I степени в республиканской выставке «Природа и фантазия» в городе Козельске Калужской обл., принимала участие в выставках, проводимых в городах Калининграде, Чухломе, Костроме, Щелыкове, в Марийской республике. Её самовар, выполненный из бересты, экспонировался в США.

 

Мария Николаевна частый гость в школах, где знакомит ребят со своим творчеством. Она дипломант II Международного фестиваля «Дети и экология XXI века», который проходил в 1999 году в городе Краснознаменске. Её произведения используются, как официальные подарки должностными лицами.

 

У Марии Николаевны есть и ещё одно увлечение – она пишет стихи. Очевидно, художественный вкус и поэтический дар произрастают в ней из одного корня – необыкновенной, необъятной, доброй и чуткой любви к природе, к родному краю. В 1995 году вышла в свет книжка стихов Марии Николаевны  «Край мой родной», изданная в типографии г. Галича.

 

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

О.Соловьёва - «Мастер на все руки», «Галичские известия». №74 (9962), 03.07.1997 г.

М.Гусева - «Край мой родной», г. Галич, 1995 г.

 

 

 

ИВАНОВ ЗИНОВИЙ ИВАНОВИЧ

(1863-1942)

АРХИТЕКТОР

 

 

Член-корреспондент Императорского Московского Археологического Общества (19 мая 1899). Действительный членом с 9 февраля 1902 года.

 

 Член Комиссии по сохранению древних памятников при Московском Археологическом Обществе с 1899

 

Родился в Галичском уезде Костромской губернии. Первоначальное образование получил в Московском городском училище и по совету преподавателей

 

рисования А.В. Веселовского и В.П. Десятова поступил по конкурсному экзамену в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, где и окончил курс по

 

архитектурному отделению с большой серебряной медалью и званием классного художника архитектуры в 1886 г. 

 

В 1887 г. поступил помощником к профессору архитектуры К.М. Быковскому на постройку клиник Императорского Московского Университета.

 

По окончании этой работы был назначен младшим архитектором Университета и в 1896 г. командирован советом с К.М. Быковским за границу для

 

осмотра зданий в виду постройки новых и перестройки уже существующих зданий Университета. 

 

По возвращении из-за границы участвовал, как помощник, в постройке новых зданий университета: библиотеки, зоологического музея, физического института,

 

химической лаборатории, гистологического и агрономического институтов и переустройстве аудиторного корпуса ("Новое здание").

 

В 1895 г., как помощник К.М. Быковского, принимал участие в ремонте Московского Успенского собора.

 

После смерти К.М. Быковского был назначен строителем университетских зданий. С 1899 г. по 1907 г. состоял преподавателем в Училище Живописи, Ваяния

 

и Зодчества. Затем перешел в Московскую городскую управу архитектором при 5 отделении.

 

С 1905. Хранитель музея прикладных знаний в Москве.

 

В 1910 году привлечен к работе Комиссии по реставрации Московского Успенского собора. 

 

С 1913 г. - участковый архитектор Московской городской управы.

 

 1916 - представитель Московского археологического общества на реставрации Тульского кремля.

 

Постройки:

 

колокольня и торговые помещения при Заиконоспасском монастыре на Никольской; (http://russia-churches.com/content/view/24/35/ )
новое здание церкви св. Николая, что в Драчах (http://orel.rsl.ru/vers_may2000/books/html/volume3p1/middle/m3p1n37.jpg ); торговые помещения

 

Богоявленского монастыря; ряд городских зданий и т.д. Наблюдал за реставрациями Успенского собора в Троицкой Лавре; церкви св. Николая, что в Болвановке;

 

Кремлевских башен, Троицкого моста в Александровском саду, и помещений Чудова монастыря.

 

Московское археологическое общество. К 50-летию существования. М., 1915, т. 2.

 

 

 

 

 

 

КАЛИКИН ИВАН ИВАНОВИЧ

(1884 – 1941)

ХУДОЖНИК

 

 

    Иван Иванович Каликин родился 10 сентября 1884 года в деревне Шокша, близь Галича. Окончил Костромское реальное училище. Уже там начал увлекаться живописью. Поэтому в 1909 году И.И. Каликин поступает в художественное высшее училище при Академии художеств, где занимается у профессора  Я.Ф. Циглинского. В 1912 году оканчивает училище и продолжает работать самостоятельно.

 

С 1919 года Иван Иванович работает в Галиче в школах 1-ой и 2-ой ступени, потом в семилетних школах учителем рисования. Последние годы жизни преподаёт изобразительное искусство в педагогическом училище.

 

С 1933 года – он сотрудник районной газеты «Северный колхозник» по изготовлению клише. Несмотря на тяжёлые условия жизни, после переворота 1917 года, И.И. Каликин постоянно занимается живописью. Он создаёт ряд Галичских пейзажей, делает зарисовки из жизни рыбаков Рыбной слободы.

 

В 1926 году впервые участвует в художественной выставке в Государственном музее изящных искусств на Волхонке в Москве. Его картины «Рыбаки», «Жатва», «Праздник в деревне» были отмечены в центральной прессе.

 

В этом же году Каликин участвует в художественной выставке в Ленинграде в залах Академии художеств. И.И. Каликина приглашают на работу в журналах «Крокодил», «Лапоть», «Чудак». Особенно его дарование раскрылось в сатирическом жанре. Несмотря на совместную работу в именитых Московских журналах, Каликин продолжает жить и работать в Галиче. Он пишет ряд живописных работ по истории Галича: «Осаждение Галича монголо-татарами в 1238 году» и «Сбор ополчения на борьбу с поляками в 1609 году». Эти картины находятся в Галичском краеведческом музее.

 

В 1926 году художник принял участие в конкурсе, организованном журналом «Крокодил» с серией рисунков «Провинция» и получил первую премию. Эти рисунки были напечатаны в журнале «Крокодил» с сатирическими надписями к ним поэта Лебедева-Кумача.

 

Т. Смирнова. - «Замечательный художник», «Ленинский путь», 26.01.1985 г.

В.Игнатьев - «На грани двух эпох», «Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №3, С.13-14, 1994 г., Кострома.

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

КОПАСОВ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(г.р. 1925)

ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ

 

 

      Лев Александрович Копасов родился в 1925 году в г. Галиче.

В 2000 году в честь 75-летия художника в Галичском краеведческом музее состоялась юбилейная выставка его работ. Часть картин с этой выставки Лев Александрович подарил родному городу.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРЫЛОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ

(1921 – 1997)

ХУДОЖНИК 

 

 

     В начале 80-х годов CC века город Галич готовился к своему 825-летию. По случаю юбилея  был объявлен конкурс на новый социалистический герб города.

 

Городские власти того времени посчитали, что исторический герб Галича, полученный ещё при Екатерине II, не отражает современную эпоху построения коммунизма, основательно устарел и требует замены.

 

На конкурс было представлено множество вариантов. Победителем вышел бывший фронтовик, преподаватель рисования педагогического училища Владимир Григорьевич Крылов. И многие годы этот герб красовался на верхних торговых рядах.

 

В.Г. Крылов имел редкий от природы талант художника, основным направлением в его творчестве была графика. Оформление фасадов зданий города, изготовление эмблем, панно, плакатов и реклам было важным в его работе. Он всегда мечтал видеть Галич, красиво украшенным.

 

Владимир Григорьевич неоднократно участвовал и побеждал в конкурсах на лучшие графические работы, устраиваемые газетами «Известия», «Комсомольская правда», получал заслуженные призы.

 

30 лет своей жизни Владимир Григорьевич преподавал рисование в педагогическом училище, отдавая весь свой талант будущим учителям.

 

Умер В.Г. Крылов в 1997 году. Похоронен на городском кладбище.

 

М.Кириллова – «Создатель герба Галича», «Галичские известия», 12.03.1997 г.

Материалы Галичского педагогического училища

 

 

 

КУКУШКИН ОЛЕГ ГЕННАДЬЕВИЧ

(г.р. 1939)

ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РФ

ЧЛЕН СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ РОССИИ,
ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СЕКЦИИ ГРАФИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО СОЮЗА

 

 

     Олег Геннадьевич Кукушкин родился в 1939 г. в городе Галиче Костромской области. Его дедушка был известный в Галиче предприниматель-хлебопёк Соколов Алексей Сергеевич. Дедушка имел лавку, в которой выпекались лучшие калачи и булочки в Галиче. До сих пор она стоит на ул. Луначарского и галичане знают её как «Соколовский магазин».

 

В годы коллективизации и беспредельного раскулачивания, хотя дедушка добровольно передал городу своё производство, большая семья Соколовых была лишена всех прав. Они стали «лишенцами». Детям не разрешали учиться и поступать на работу. В поисках средств к существованию, члены семьи стали уезжать из Галича. Уехал вместе с матерью в Ленинград и Олег Геннадьевич, запечатлев в своей душе воспоминания детства и красоты галичской земли. Уже потом, будучи маститым художником, он запечатлит всё это в своих картинах серии «Галичские рыбаки» и «Осень в Галиче». Сюжетами его картин станет и «Соколовский магазин» и рыбацкие «Сети», и «Ширский перевоз». Но это будет потом.

 

А пока, после окончания школы, Олег Геннадьевич с 1956 по 1962 г. учился на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института. По окончании работал прорабом, затем архитектором.

 

Как архитектор Олег Геннадьевич является автором и соавтором: «Дачи профсоюзов на 20 мест» на Каменном острове в Санкт-Петербурге, ресторана «Витязь» в г. Пушкине, памятника морякам на 10-ом километре Гостилицкого шоссе в «Зелёном поясе Славы Ленинграда». В нашей области он является автором санаториев «Костромской» и «Колосс».

 

С 1965 по 1969 г. учился на отделении дизайна Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной.

 

В выставках участвует с 1970 г.

 

Работает в различной технике: акварель, эстамп, пастель, масляная живопись, керамика.

 

С 1975 года входит в Союз художников России, в настоящее время — член Правления и Председатель секции графики Санкт-Петербургского Союза художников.

 

О.Г. Кукушкин активно участвует в художественных выставках в России и за рубежом. На его счету более 200 коллективных и 9 персональных выставок: республиканских, зональных, групповых и зарубежных. Персональные выставки прошли в редакции газеты «Смена» (1975), журнала «Аврора» (1976), в павильоне Росси в Летнем саду (1979), в Сланцах (1980), в Парадной картинной галерее Шушенского (1982), в Минусинске (1983).

 

Работы О. Г. Кукушкина находятся во многих музеях и частных собраниях многих стран, в том числе в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковской галерее и в музее Ватикана.

 

Произведения О. Г. Кукушкина находятся в художественных и краеведческих музеях Минусинска. Шушенского и других городов, в галерее «Геккосо» (Япония), а также в частных собраниях бывшего Советского Союза, Австрии, Англии, Венгрии, Италии, США. Финляндии. Франции. Швейцарии. Швеции и Японии. О.Г. Кукушкин много путешествует, и его впечатления от поездок дают основу для создания циклов и отдельных работ.

 

В 1986 году Олег Геннадьевич работал на дрейфующей станции «Северный полюс-28», а в 1988 году на дрейфующей станции «Северный полюс-30».

 

В 1989 - 1990 годах художник был участником 35-й Советской Антарктической экспедиции, результатом которой явилась большая серия работ "Вокруг Антарктиды". В 2004 году он снова побывал в Антарктиде в составе 50 Российской антарктической экспедиции.  Результатам этой экспедиции стали не только художественные работы, но была им написана книга «Оазис в Антарктиде» (ООО «АНТГ-Принт», С-Петербург, 2005 г.)

 

За последние годы создал большую серию эстампов, посвященных 300-летию Санкт-Петербурга.

 

За содействие в развитии изобразительного искусства России и успехи в творчестве Олег Геннадьевич награждён дипломами Союза художников России в 2001, 2004 годах, дипломом Российской Академии художеств в 2004 году.

 

Указом №555 от 3 июня 2006 года Кукушкину Олегу Геннадьевичу присвоено звание «Заслуженный художник Российской Федерации». Он избран действительным членом Петровской Академии наук и искусств.

 

В 2006 году Олег Кукушкин издал свою новую книгу «Впереди Северный полюс» (ООО «АНТТ-Принт», Санкт-Петербург), где рассказал о своей работе на станции «Северный полюс-28».

 

Не смотря на свою занятость, Олег Геннадьевич не забывает Галич и периодически посещает его.

 

Г.Андреева – «Олег Геннадьевич Кукушкин. Выставка произведений. Каталог», Ленинград «Художник РСФСР»,

1989 г.

Проспект - «Олег Кукушкин», Международный деловой центр «Нептун», С-Петербург, 2004 г

О.Кукушкин-«Оазис в Антарктиде», ООО «АНТГ-Принт», С-Петербург, 2005 г

 

 

 

 

 

МОРОЗОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

(1943 – 2003)

ХУДОЖНИК-ПРИКЛАДНИК

 

 

 

    Надежда Владимировна Морозова родилась 23 октября 1943 года в городе Галиче. Воспитывалась в семье старейшего врача города Галича – Нины Дмитриевны Редькиной, приёмной матери Надежды.

 

После окончания средней школы №4, Надежда Владимировна поступила в Костромской педагогический институт им. Н.А. Некрасова на художественно-графический факультет, который окончила в 1966 году.

 

С 1966 года по 1971 год она работала учителем черчения и рисования, а с 1971 года – Морозова преподаватель Галичского педагогического училища. Здесь раскрывается весь недюжинный талант Надежды Владимировны, как художника-прикладника. Сколько кропотливого труда, творческого энтузиазма, увлечённости своим делом было вложено ею в «Русский национальный костюм».  Выполненный руками Надежды Владимировны по старинным фотографиям, рисункам, эскизам, он неоднократно составлял экспозицию Галичского музея. Её «кокошники», русские национальные головные уборы, использовались художественными коллективами Галича для проведения праздничных мероприятий города.

 

Более 30 лет своей трудовой деятельности  Надежда Владимировна отдала работе с будущими учителями – студентами педучилища. Она передавала им увлечённость изобразительным искусством, через мир живописи, графики, скульптуры находила путь к душам учеников. Вместе со студентами увлечённо занималась вязаньем и шитьём, графикой и бумажной пластикой, изготовлением кукол и плетением бисером, художественными изделиями из кожи. Лучшие произведения прикладного искусства Надежды Владимировны не раз экспонировались на выставках города и в музее, приобретались жителями города и его гостями.

 

В последние годы жизни Н.В. Морозова собирала краеведческие материалы о родословной своей матери – Редькиной Нины Дмитриевны, о Заслуженном учителе школы РСФСР Л.Н. Кириллове, готовилась принять участие в областном конкурсе на лучшую эмблему – символ, посвящённый 80-летию Костромской области.

 

«Светлой памяти» - некролог, «Галичские известия», №60(10839), 27.05.2003 г.

 

 

 

РУДОМАЗИН АЛЬВИАН ВЛАДИМИРОВИЧ

(г.р. 1925)

ХУДОЖНИК, СКУЛЬПТОР

 

 

    Альвиан Владимирович Рудомазин родился в 1925 году в г. Галиче. Семь классов окончил в 16 железнодорожной школе (ныне средняя школа №4). Учился на техника-картографа в сельскохозяйственном техникуме. Техникум в то время находился в бывшем Громовском доме.

 

Началась Великая отечественная война. Рвался на фронт. Мечтал стать лётчиком. Не взяли – не комсомолец.

 

В начале 1943 года, незадолго до своего 18-летия Альвиана направляют во 2-ой воздушно-десантный полк в г. Мокроус, что за Саратовым. «Глядишь, там и на самолёт переберёшься» - сказал в напутствии военком. Но судьба распорядилась иначе, Вскоре Рудомазин был направлен в Раменское (под Москву) на формирование 4-ой воздушно-десантной бригады, с которой и прошёл до конца войны, испытав и радость побед, и горечь поражений. Демобилизовался он только в 1947 году.

 

Способность к рисованию, а потом и к ваянию у Альвина Владимировича пробудились в детстве. На фронте любимым делом заниматься не пришлось. Только во время послевоенной службы в г. Туле посещал он художественную студию при товариществе художников. Хотел поступить в Красносельское художественное училище, но там не было скульптурного отделения.

 

В 1951 году секретарь райкома партии Н.П. Жестовский обратился к известному скульптору Н.В. Томскому,  Жестовский просит оказать содействие талантливому А.В. Рудомазину в художественном обучении. По протекции Томского, А.В. Рудомазин был принят без экзаменов на первый курс в высшее Строгановское художественное училище, но из-за материальных трудностей первых послевоенных лет, учёбу пришлось оставить. Но встречи и беседы с именитым скульптором в Москве оставили неизгладимый след в творчестве Альвина Владимировича.

 

Хорошая творческая дружба связывала Рудомазина с заслуженным художником РСФСР, нашим земляком, А.Г. Варламовым.

 

Для обеспечения города и района наглядной агитацией, Рудомазин основывает в Галиче художественную мастерскую. С его участием установлены памятники: солдату-освободителю в центре города, скорбящей матери на братском кладбище, обелиск у средней школы №4.

 

В 1985 году Альвиан Владимирович вышел на пенсию. Проживает в Галиче.

 

Ю.Балакин – «Галичанин, фронтовик, художник», «Галичские известия» №18 (10498) от 15.02.2001 г.

 

 

 

 

 

РЫЖОВА

РАИСА МИХАЙЛОВНА

(г. р. 1939)

Художник – прикладник,

кружевоплетение, вязание, вышивка

 

 

      Раиса Михайловна Рыжова родилась 12 февраля 1939 года на ст. Брантовка Мантуровского района. Там прошли её детские и школьные годы. Семья была очень бедной. Особенно было трудно в послевоенные годы: приходилось и детей чужих нянчить, и коров пасти, и выполнять другие, нелёгкие для ребёнка, работы. И интерес к вязанью появился у девочки очень рано, а кто именно научил её этому – сказать теперь трудно. Да и сама наша родная природа явилась неплохим учителем, живой мир формировал эстетический вкус, хотелось передать его отдельные элементы в своём творчестве. Была мечта – выучиться на кружевницу.

 

Оакончив школу, Раиса Михайловна едет в Кострому и поступает в ФЗУ, которое готовило прядильщиц и ткачей для комбината им. Ленина. По окончании училища получила специальность прядильщицы. Потом была работа и учёба в вечерней школе.

 

В 1958 году она приезжает в Галич и поступает в Галичское педагогическое училище, которое успешно оканчивает в 1960 году. Как отличного специалиста, Раису Михайловну оставляют работать при педагогическом училище в качестве преподавателя пения. Совершенствуя свои знания, Раиса Михайловна заочно оканчивает Костромское музыкальное училище. Но все эти годы Раиса Михайловна не расстаётся с любимым делом, она совершенствует свои умения и навыки в вязании крючком, осваивает новые виды прикладного искусства.

 

В начале марта 1998 года в музее народных ремёсел состоялась персональная выставка работ Раисы Михайловны. На выставке было представлено много работ: салфетки и воротники, кофточки и блузоны, плоскостные вязаные картины и объёмные игрушки, различные прихватки и подставки для кухни, букеты, составленные из изящных вязаных цветов и сухоцветов, Различные виды вышивки, и многое-многое другое. Всё это было выполнено в различных стилях и технике.

 

Раиса Михайловна не новичок в этом виде творчества. С её изделиями знакомы не только галичане, она принимала участие в областных праздниках народных ремёсел, её работы экспонировались в Берендеевке, в Ипатиевском монастыре, в костромском Доме творчества профтехобразования, представлены в Галичском краеведческом музее, о чём свидетельствуют Дипломы и Почётные грамоты.

 

У Раисы Михайловны много учеников-последователей. Более 10 лет она вела кружок, который перерос в факультатив, а дальше Раиса Михайловна разрабатывает программу на 32 часа, которую утверждает руководство педучилища, и вязание ввели в учебные часы для вне классной работы.

 

И сейчас Раиса Михайловна Рыжова продолжает работать в Галичском педагогическом колледже.

 

А.Лапшина - «Тепло морозного узора», «Галичские известия», №40 (10078),09.04.1998 г.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

САЖИН

МИХАИЛ МАРКОВИЧ

(1818 – 1887) 

ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ

 

 

Сажин Михаил Макарович  родился в 1818 году в городе Галиче Костромской губернии.

 

Художник-пейзажист. Вольноприходящий ученик петербургской Академии художеств (1834-1840). Пенсионер Общества поощрения художников. В 1839 г. получил вторую серебряную медаль, в 1840 г. – звание неклассного художника. С 1844 г. по 1860-е гг. жил в Киеве. В 1846 г. создал совместно с Т.Г. Шевченко альбом «Виды Киева». В 1855 г. получил звание академика. Работы художника находятся в ГРМ, Тверской областной картинной галерее, во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

 

Работы Михаила Марковича пользуются большим спросом у коллекционеров. Так на аукционе «Русское искусство ХХ века» 28 октября 2006 года первоначальная цена картины Сажина «Усадьба», размером 40 х 60,6 см. составила 55000$.

 

Умер Михаил Маркович Сажин в 1887 году.

 

Материал из Интернета.

 

 

 

 

СВЯТОВ АНДРЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

(г.р. 1960) 

ХУДОЖНИК

 

 

    Андрей Анатольевич Святов родился 19 июня 1960 года в г. Галиче в семье рабочего. Как и все дети этой поры в 1967 году пошёл в школу. Учился сначала в школе №7, а окончил учёбу в 1977 г. в средней школе №4. По окончанию школы пошёл учеником токаря на экскаваторный завод, одновременно от военкомата учился на шофера, и, когда исполнилось 18 лет, пошёл в автотранспортное предприятие (АТП) шофером на ЗИЛ 130.

Однако любимым делом его было рисование. Рисовать Андрей начал ещё в детском саду. Любил перерисовывать полюбившиеся картинки из книжек, различных журналов. Любил рисовать портреты. Сначала рисовал с фотографий, получалось. Любил иконопись. Часто изображал своих школьных друзей в образе святых.

В 1978 году пошёл служить в армию. Вернувшись из армии, Андрей пришёл в родное АТП и стал работать маляром-оформителем. Здесь судьба свела его с Владимиром Григорьевичем Крыловым – художником профессионалом, который, будучи на пенсии, подрабатывал в АТП оформителем. Андрей многому научился у В.Г. Крылова. Когда в 1982 году он поехал поступать в Ярославское художественное училище и показал там свои работы, то преподаватели сказали, что научить его чему-то им не представляется возможным, так как он уже состоявшийся художник со своим мировозрением.

Андрей возвращается в Галич и поступает на работу в оформительскую мастерскую при администрации города, затем переходит работать художником в Дом культуры. В процессе работы оканчивает двухгодичные курсы по оформлению и дизайну при Череповецком художественном училище.

Художественные устремления Андрея Святова разнообразны. Он пишет портреты, занимается резьбой по дереву, чеканкой, как глубоко верующий человек – пишет иконы. Но больше всего он любит писать этюды с натуры, выискивая интересные уголки Галича и его окрестностей.

Не раз картины Святова экспонировались в Галичском краеведческом музее. Они входят в постоянные экспозиции музея. Этюды видов старой Рыбной слободы и портреты писателей в городской библиотеке так же выполнены Святовым.

Картины Святова с удовольствием приобретают гости города, их много в частных коллекциях галичан.

 

А.Святов – «Автобиография. 2002 г.»

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

СМИРНОВ МИХАИЛ САВАТЬЕВИЧ

 ЗАСЛУЖЕННЫЙ ХУДОЖНИК РСФСР

 

 

 

 Михаил Саватьевич Смирнов родился в 1886 году в Галиче.

К 1917 году он имел уже художественное образование. В революционные дни 1917 и в 1918 годах Михаил Саватьевич неоднократно встречался с В.И. Лениным и одним из первых советских художников рисовал его с натуры.

Участник многих художественных выставок, Заслуженный художник РСФСР.

 

Материалы Галичского краеведческого музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМОДОР МИХАИЛ МАРКОВИЧ

(1882 – 1942)

ФОТОХУДОЖНИК
 

 

 

    Замечательный фотохудожник Михаил Маркович Смодор (Самодур-Смодор Моисей Мордухов, 1882-1942), родился в местечке Лубавичи Оршанского уезда Могилёвской губернии. Детство прошло в семье родителей- мещан в трудах, хозяйственных и земельных. В отроческом возрасте родители определили его к варшавскому фотографу Я. Тираспольскому. Мастер слыл культурным, требовательным, справедливым педагогом. Уважение и благодарность к наставнику Михаил Маркович сохранил до конца дней своих.

 

Фотографическое учение растянулось на семь лет. Годы эти были непростыми, если не сказать больше – тяжкими, но вместе с тем и отрадными. Снизу доверху прошёл Смодор лестницу фотографической школы, прежде чем получил из рук учителя рекомендательные письма и своим трудом скопленные средства для устройства собственного дела.

 

Выйдя из учения, Смодор устраивается наёмным фотографом в г. Москве.

 

Осенью 1906 года Михаил Маркович впервые приезжает в Галич. В городе он провёл три дня. Познакомился с работой фотографических павильонов (их было два), снялся на портрет. Сделал несколько частных визитов и покинул город, но не надолго. В 1907 году Михаил Маркович снова приезжает в Галич, теперь навсегда.

 

Галич для Смодора с первых впечатлений был и остался как уездный озёрный красавец. Он полюбил его. Полюбил и галичан, платил им щедро своим безупречным трудом. Ему отвечали взаимностью.

 

Смодор много работал, без устали, случалось – по 20 часов в день. Помощников не держал, признавая работу фотографа только в одном лице. Средства для жизни имел достаточные. На себя тратил мало, помогал родителям, вкладывал в дело, что оставалось – это для души: он был подлинный библиофил. Деньги уходили на книги, альбомы по искусству, выписку фотографических журналов и т. п. Книжная любовь свела его и сдружила с К. В. Палиловым, галичским книготорговцем и краеведом. Именно по просьбе Палилова и при его участии Смодор снимает виды Галича, его архитектурные памятники, типы галичан, их быт, их труд, оставив потомкам бесценные фотодокументы начала CC века.

 

В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено свыше 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Смодор.

 

В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению местного края, и фотографический талант Смодора пришёлся весьма кстати. Особенно плодотворно потрудился Михаил Маркович во время создания музея общества. Его снимки в витринах запечатлели жизнь Галича, Рыбной слободы, в особенности, памятники церковной старины, события общественной жизни. Рыбная слобода Галича – это любовь фотографа. Он был дружен со многими рыбаками, ходил с ними на лов, они были частыми гостями у него. Он много снимал рыбацкие семьи и артели, а об их жизни знал всё в подробностях.

 

Похвально отзывались современники о музейном альбоме Михаила Марковича «За десять лет Октября», хотя октябрьский переворот 1917 года Смодор принял неоднозначно. Сначала принял революцию, а потом переменил отношение, видя плоды её социального устройства. Всеми силами сопротивлялся коллективизации, государство давило его налогами.

 

В 1935 году М. М. Смодор был по ложному доносу арестован и отправлен в гулаг на строительство канала «Москва-Волга». В июле 1937 года его досрочно освобождают. Больным, исхудавшим, Сиодор возвращается в Галич. Настоящими друзьями, не бросившими семью Смодора в это тяжёлое время, остались рыбаки Рыбной слободы. Помогали, чем могли, приходили каждую неделю и не с пустыми руками.

 

Вместе со своей женой, Фаиной Ароновной, Михаил Маркович воспитали двух приёмных сыновей Рафаила и Льва. Оба сына погибли на Великой Отечественной войне. Умер М. М. Смодор в 1942 году.

 

А.Анохин – «Фотограф озёрного края», «Губернский дом», Историко-краеведческий культурно- просветительский научно-популярный журнал, №2(39), 2000 г., Кострома, С.34

 

 

 

ТОПОРОВ ФОМА ГАВРИЛОВИЧ

(1820 – 1898)

ХУДОЖНИК - АКАДЕМИК

 

 

 Ф. Г. Топоров родился в 1820 г. в деревне Галичского уезда. Художественное дарование его обнаружилось с малолетства. Будучи сыном крестьянина, он ещё мальчиком, самостоятельно, без всякого учителя, прекрасно владел углём и своими рисунками удивлял односельчан. Отец своего сына намеревался отправить в Москву, для обучения его ремеслу. Маленький Фома узнал это и решил бежать туда, где учат рисованию. Представился удобный случай: один крестьянин ехал в Петербург и захватил с собой будущего художника.

 

Ф. Г. поступил в Петербурге к маляру,  узнал здесь об Академии художеств и стал стремиться попасть туда. Стремление его исполнилось, и он поступил в Академию.

 

В 1846 году он кончил классы живописи, получил несколько наград за свои картины. В 1855 году Топоров получил звание академика живописи.

 

С 1849 г. по 1884 г. он преподавал рисование в Николаевском сиротском институте  (теперь Ленинградский пединститут им. Герцена). Им  произведено много работ по церковной и портретной живописи.

 

Много его работ приобретено для Эрмитажа.

 

«Поволжский Вестник», №560 за 06.03. 1908 г.

На основании этого сообщения Л.И.Белов написал статью «60 лет назад», «Северный колхозник», №83(3881), 11.07. 1958 г.

 

 

 

 

 

ЯКОВЛЕВ ВСЕВОЛОД ИВАНОВИЧ

(1884 – 1953)

АРХИТЕКТОР, ХУДОЖНИК, ПЕРВЫЙ ХРАНИТЕЛЬ ДВОРЦОВЫХ

КОМПЛЕКСОВ ПЕТЕРБУРГА - ЛЕНИНГРАДА

 

 

    Всеволод Иванович Яковлев родился в 1884 году в крестьянской семье в деревне Починок Галичского уезда Костромской губернии. В селе Унорож он окончил начальную школу. В 12 лет отец забирает его в Санкт-Петербург в артель крестьян-отходников, в которой Всеволод работал по отделке и росписи залов Адмиралтейства. Талантливого мальчика принимают в Рисовальную школу Императорского Общества Поощрения художников.

 

Вскоре Всеволода, как смышлёного мальчика, взял в помощники для контроля исполнения  работ архитектор А. Хренов, проектировщик ряда строящихся зданий в столице.

 

В 1902 году Всеволод Иванович успешно оканчивает Рисовальную школу. Под его дипломом об окончании  стоят подписи известных художников: Е. Сабанеева, А. Куинджи, А. Бенуа, Н. Рериха.

 

Сдав экстерном, экзамены за курс гимназии, В.И. Яковлев в 1904 году поступает на архитектурный факультет Академии художеств, где наряду с учёбой много работает по обследованию памятников древнерусского зодчества.

 

Под руководством академика В. Суслова он занимается копированием фресок CIU века в с. Волотове и Софийском соборе, делает обмеры, чертежи и рисунки Патриарших хором в Великом Новгороде, впоследствии разрушенных гитлеровцами. Летом, почти ежегодно, приезжает в Галич и свою деревню, где изучает памятники архитектуры нашего края, а так же городов Ярославля, Ростова, Суздаля и др. Как вспоминает внук Всеволода Ивановича, Всеволод Александрович Яковлев, в родовом доме в Починке долго хранились альбомы с рисунками и чертежами Всеволода Ивановича монастырей и храмов сёл Н-Берёзовца, Ликурги, Ст. Георгия, городов Чухломы, Костромы, Макарьева. Было множество картин и акварелей с изображением жителей деревни.

 

Конкурсная картина художника В.И. Яковлева, выпускника Академии художеств, была помещена в известном до революции журнале «Нива» под названием «Поле д. Починок-Соколов и Михайловское Вознесенской волости Галичского уезда Костромской губернии» (1913 г.).

 

В годы революции (1904-1906), когда Академия была временно закрыта, В.И. Яковлев начал свою педагогическую деятельность в воскресных классах рабочих Невской заставы, где познакомился с преподававшей там же Н.К. Крупской, будущей женой В.И .Ленина.

 

По окончании Академии художеств, он был поощрён поездкой для изучения произведений искусства за границу, но, начавшаяся в августе 1914 года I Мировая война, не позволила осуществить эти планы.

 

Сразу же после революции 1917 года Всеволод Иванович, по рекомендации Н.К. Крупской, в декабре 1917 года был назначен Главным хранителем Царского Села, Павловска и др. дворцовых комплексов.

 

В двадцатые годы XX века он много и плодотворно работает по организации нового для советской власти музейного дела, по сбору материалов и спасению от гибели и расхищения многочисленных богатств, брошенных в дворцовых усадьбах, богатых особняках и квартирах окрестностей Царского Села, Павловска и других мест.

 

Он разыскал, собрал и передал в фонды музеев до 5 тысяч художественных произведений, свыше 30-ти тысяч антикварных и редких книг, архивы Дворцового ведомства и ряда других царских учреждений.

 

Уже 1 мая 1918 года при его содействии были открыты двери музеев и парков для всенародного посещения. В практику посещения дворцов-музеев Всеволод Иванович ввёл особую обувь, что дало повод журналисту В. Исаченко назвать свою статью, помещённую в газете «С-Петербургские ведомости» от 17 апреля 1993 года, «Тапочки профессора Яковлева».

 

В Александровском дворце Детского Села (ныне город Пушкин) Всеволод Иванович сохранил всю обстановку его в том виде, как его оставила царская семья в 1917 году. В большом и интересном труде своём «Александровский дворец в Детском Селе» (1928 г.) он описал очень подробно каждую комнату дворца, вплоть до комнат царских слуг. В ней он не только даёт подробную опись каждой комнаты, но и окраску (колер) стен, фиксирует такие «мелочи», как оторванный листок календаря или оставленная книга или газета.

 

Так подробно описана им экспозиция, в том числе и знаменитая янтарная комната, Екатерининского музея-дворца в его книге «Краткий указатель по Екатерининскому дворцу-музею в Детском Селе», изданной в 1926 г.

 

Несомненно, что эти книги имели большое значение как первоисточники при восстановлении этих дворцов, разрушенных в ходе войны 1941-45 годов.

 

Работая в Детском Селе, Всеволод Иванович близко познакомился с семьёй А.В. Луначарского, которая жила в Царскосельском дворце, а после переезда в Москву летом отдыхала здесь.

 

Когда в Детское Село приезжали высокопоставленные гости, как председатель Петросовета В. Зиновьев, Всероссийский староста М.И. Калинин, писатели М. Горький и А.Н. Толстой и другие, Всеволод Иванович сам давал пояснения, использовал их помощь в деле сохранения музеев.

 

В 1928 году он в качестве эксперта посетил Лондон, где родственник царя граф Палей (его дворец входил в фонд музеев) возбудил процесс против советского государства по поводу компенсации потерь. Советское государство процесс выиграло.

 

Проездом из Лондона В.И. Яковлев навестил в Париже своего учителя, теперь эмигранта А. Бенуа, что обернулось в дальнейшем уходом его с поста главного хранителя музеев Детского Села и Павловска.

 

      С 1930 года Всеволод Иванович переходит на преподавательскую работу в Ленинграде. Он преподаёт в училище им. Мухиной, Академии художеств, в Институте коммунального хозяйства, одновременно совмещая её с архитектурой на практике.

 

В эти годы по его проектам было построено много жилых домов, парков и скверов в Ленинграде, Тбилиси, Петрозаводске, Махачкале, Гатчине и Детском Селе, оранжереи Сельхозинститута и Всесоюзного института растениеводства.

 

Не бросает он и живопись: ещё в 20-е годы он был одним из лучших акварелистов города, а его выставку акварелей в 1921 году открывал известный тогда адвокат, писатель и ценитель искусства А.Ф. Кони.

 

Великая Отечественная война застала В.И. Яковлева вместе с семьёй в г. Кингиссепе (Эстония), где он работал в гимназии до освобождения города от немецких войск. Здесь он активно участвует в помощи партизанскому подполью, о чём кандидат исторических наук В.В. Абрамов рассказал в местной газете «Время» (15.01.1994 г.) и в книге о Кингиссепском подполье в статье «Гимназия в Кингиссепе» (1995 г.).

 

Вернувшись после войны в Ленинград, он активно включается в работу по его восстановлению. По его проектам восстанавливаются дома в Ленинграде, Гатчине, Пушкине, восстанавливается Пулковская обсерватория.

 

Всеволод Иванович снова работает в училище им. Мухиной деканом факультета монументальной скульптуры, в Академии художеств на архитектурном отделении, в Ленинградском инженерно-строительном институте заведующим кафедрой «Архитектура». Особую известность принесли ему проекты, сделанные совместно с В. Лишевым, однокашником по Академии художеств, памятников в Ленинграде: Н.Г. Чернышевскому на Московском проспекте, К.Д. Ушинскому возле педуниверситета, А.С. Грибоедову у ТЮЗа и А.С. Пушкину у Египетских ворот.

 

С 1941 года – он доктор архитектуры, не раз избирался депутатом райсовета и горсовета Ленинграда.

 

В.А.Яковлев – «Архитектор и художник В.И.Яковлев», «Галичские известия» №73 (10852) от 26.06 2003