В преддверии празднования 850-летия города Галича хочется вспомнить о людях, посвятивших себя развитию и процветанию своей малой Родины. К ним, прежде всего, надо отнести городского голову города Галича Ивана Михайловича Нешпанова, потомственного Почётного гражданина, руководившего городом с 1901 по 1917 годы.
К сожалению, галичане совсем мало знают об этом человеке. В краеведческом музее сохранилось только две групповые фотографии, на которых запечатлён Иван Михайлович и воспоминания некоторых большевичков, запечатлённые в литературных источниках. Думаю, что их стоит упомянуть в этой статье.
Так в книге «Октябрь в Костроме» в статье И.Усачёва, члена КПСС с 1918 года, персонального пенсионера «Становление советской власти в Галиче» (книга вышла в 1957 г. в Костромском книжном изд-ве) читаем: «Помнится случай, когда мы попались на буржуазную удочку. Пришли капиталисты Нешпановы, Громовы, Павловские и др. и стали плакаться: - «Помилуйте, мы вам платили, платили, а вы опять требуете, но где нам взять? И предложили: - «Мы согласны ещё заплатить, только вот какое затруднение – банки не дают денег с наших текущих счетов, ссылаются, что центром запрещено. Добейтесь, пожалуйста, отмены запрещения».
Почесав затылок, не подумав, как следует, мы решили обратиться в Москву, тем более, что наши делегаты ехали туда на съезд по финансовым вопросам. Во время съезда Леднев обратился прямо к Ленину. Владимир Ильич выслушал Леднева, улыбнулся и сказал примерно так: «...путём секвестра Советская власть взяла деньги буржуазии в свои руки. Удовлетворить вашу просьбу – значит отменить секвестр и позволить капиталистам расплатиться с Советской властью из её же кармана. У капиталистов есть ещё деньги, кроме этих, нужно заставить их раскошелиться. Поняли мы хитрость капиталистов и заставили их найти деньги. У Нешпанова, который больше всех упорствовал, сделали обыск, и нашли на чердаке в корзине золото, золотые часы, медали, кольца, жемчужное ожерелье и другие ценности, - всего весом 19 фунтов».
А вот как об этом написано в книге «Галич», изданной к 800-летию города Галича. Авторы: Л.Белов, В.Касторский, Н.Соколов. (Костромское книжное изд-во, 1959 г.)
«Буржуазия под различными предлогами стремилась уклониться от уплаты (налогов). Приходилось опять-таки прибегать к обыскам. При этом находили много золота и драгоценностей. Например, у купца Нешпанова в его новом доме на Пробойной улице (сейчас здесь краеведческий музей и районная библиотека) нашли и отобрали почти 8 кг. золота и золотых вещей».
В этой же книге читаем далее: - «В конце 1918 года галичские большевики приступили к постройке электростанции. Трудящиеся города поддержали эту инициативу. Под станцию было приспособлено помещение магазина бывшего городского головы Нешпанова.»
В книге А. Тица «На земле древнего Галича» (Изд-во «Искусство», 1971 г.) читаем: - «В грозные дни 1919 года Анатолий Васильевич Луначарский проверял работу местных Советов. 20 мая в доме бывшего городского головы на собрании коммунистов, застланном махорочным дымом зале звучали пламенная речь народного трибуна. Вместо звуков вальса, под которые недавно беспечно кружилась знать города, разносились суровые призывы бороться против разрухи и саботажа».
Так писали о Нешпанове большевистские чиновники. А вот как о нём говорили рядовые галичане. Вот воспоминания одного из них – Николая Дмитриевича Сотникова, напечатанные в очерке «Озеро» (Автор И.Медовой, газета «Советская культура» от 23 марта 1991 г.) Читаем: - «По утрам сквозь тележный скрип слышалось шарканье метлы. Иван Михайлович Нешпанов, купец и городской голова – собственной персоной – мёл тротуар и мостовую перед двухэтажным своим домом. Махал метлой сосредоточенно и серьёзно, словно империалы золотые стопками складывал. Но не за это занятие уважали Нешпанова, а за справедливость и доброту. Какое дело запутанное не возникнет – сразу к нему, он рассудит по совести.
Едва рыбаки узнали, что железную дорогу проведут прямиком через приозёрные дома, кинулись к Нешпанову, - Иван Михалыч, сделай милость, отхлопочи! Отхлопотал.
И когда паровозное депо хотели строить – отстоял владения городских жителей».
Вот ещё одно свидетельство о личности И.М. Нешпанова.
1901 г. Рыбнослободское народное училище находится в бедственном положении, «инспекцией народных училищ категорически было замечено, что при таких условиях дальнейшее существование Рыбнослободского училища не возможно. Благодаря отзывчивости на всё доброе, находчивости и энергии город. головы Ив. Мих. Нешпанова, с весны прошлого 1901 года приступлено было к постройке училищного здания: явились жертвователи из горожан и посторонних лиц, и работа пошла очень спешно. В прошедшем же году здание было готово в чернее, а 1 числа августа 1902 года было торжественно освещено».
«Рыбнослободские жители выразили глубокую благодарность всем, кто принимал участие в строительстве школы, за их деятельное участие к духовному просвещению сограждан-рыбаков». (Журнал «Костромские епархиальные ведомости», №7 от 1 сентября 1902 г.)
И снова из очерка «Озеро»
«...Вот тебе и революция: Ивана Михайловича Нешпанова бьют – да так, что только треск стоит. Пальто его разорвано, и при каждом ударе раздаётся горестное «о-ух». А перед этим построили трибуну на базарной площади, созвали митинг. На трибуну влез человек в кожанке: - У богачей - всё. У вас – ничего! Бейте богатеев! Крушите буржуев! Кого бить? Все свои, знакомые. Вот и городской голова Иван Михайлович Нешпанов насупленный стоит. Так Иван же Михайлович и есть буржуй! Враг трудового народа! Обступили, глаза скосив, Иван Михайлович, не мигая, в упор смотрит. Один в спину шибанул, другой в плечо. Потом уж всерьёз стали старика увесистыми тумаками охаживать. Толпа распалилась, всё ей было мало.
Что вдруг на мирных галичан нашло? Что за окаянство? Кто порчу навёл на добродушный, благонравный люд? Но не в одном ведь только Галиче. По всей России вырвались наружу азарт истребления, дикая ненависть к закону, порядку, праву, покою, обычаю. Это был тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
А потом пришёл 1918 год. В доме десять голодных ребятишек, ни спичек, ни соли, ни керосину. А тут прибежал сосед: продотряд идёт, хлеб будут требовать. Отец Николая Дмитриевича мешок с рожью из-под лавки – и на двор, пихнул в сугроб. Сам на днях в деревне лук менял на зерно, ребятишек то кормить надо. А как эти партийные со двора, давай скорей на мельницу, к Ивану Михайловичу. Его хоть и побили крепко, но жить оставили. За честность.
- Иван Михайлович, сделай милость, пуд ржи смели!
Иван Михайлович весь белый, седой и вдобавок мукой обсыпанный, по мельнице взад-вперёд бегает и твердит часто: Не буду молоть! Не буду молоть! Не буду молоть!
Немного погодя бурчит: - А ну, давай на весы! Давай на весы!
Добрый был. Зла не помнил».
Вот таким и запомнился Иван Михайлович Нешпанов простым галичанам.
Прошлый год в Галиче побывал писатель-историк Воробьёв Валерий Иванович – внук И.М. Нешпанова. Благодаря ему и Герману Николаевичу Салову, тоже внуку И.М. Нешпанова я получил и передал нашему музею их материалы о семье Ивана Михайловича.
И так, после октябрьского переворота 1917 года семейство городского головы города Галича Костромской губернии Нешпанова Ивана Михайлович оказалась раскулаченной и ограбленной.
К моменту революционных событий у Нешпанова в Галиче было шесть домов.
Новый красивый дом, с балкона которого выступал Луначарский, был отобран большевиками и в нём разместился краеведческий музей и районная библиотека. В магазине на Богоявленской улице устроили электростанцию. Старый дом большевики оставили за Иваном Михайловичем и Александрой Петровной с семью детьми, из которых старшей дочери Александре было 17 лет, а младшей Елизавете – только 6 лет. Второй магазин на Пробойной улице, что арендовал булочник Соколов, стал государственным продовольственным магазином. Что стало с меблированными комнатами и шестым домом информация у родственников отсутствует. (По архивным данным И.М. Нешпанов владел: двухэтажной каменной лавкой в Нижних торговых рядах, а также двухэтажными каменными домами на Пробойной (ул. Луначарс¬кого, 11 и 19) и одноэтажным каменным домом на Успенской (ул. Свободы, 10) улицах.
Все дети оказались врагами народа и как могли, устраивали свои жизни, разлетевшись по разным городам России. Старшая дочь Александра, после нескольких лет скитаний, обосновалась г. Туапсе, где работала до пенсии машинисткой в Туапсинском отделении Северо-Кавказской ж.д. Её дом стал вторым родительским домом, где до сих пор собираются родственники Нешпановых, свято храня семейные традиции и те немногие семейные реликвии, что удалось сохранить, пройдя все перипетии жизни.
Жена И.М. Нешпанова – Александра Петровна (в девичестве Деревягина) умерла от голода в блокадном Ленинграде.
Нам же Иван Михайлович Нешпанов дорог своими делами, что были сделаны в Галиче во время его правления.
За время пребывания на посту городского головы И.М. Нешпанов сделал для города Галича многое. При нем в Галиче были построены железнодорожный и фабричный поселки, казенные винные склады (1901), водонасосная станция и водопровод (1905), общественные бани (1908), открыты женская (1907) и мужская (1908) гимназии, детский воспитательный приют (1912) и разбит городской сад (1913), особо любимый галичанами многих поколений.
Только книжный фонд с кабинетом физики в мужской гимназии оценивался в 20000 руб. в ценах 1913 г. (Журнал «Костромская старина», №19, стр.53, 2006 г.).
При нём в доме купца С. Парфёнова в 1905 году была открыта народная библиотека, при которой функционировал краеведческий уголок. В 1904 году в доме купцов Архангельских был оборудован на народные средства Зимний театр, а в 1910 году в городском саду строится Летний театр. В Галиче работало несколько театральных коллективов, несколько хоров. Ставились не только полноценные драматические спектакли, но и оперы и музыкальные оперетты.
При И.М. Нешпанове в 1909 году выпускницей консерватории Адель Конродовной Барсуковой была открыта первая музыкальная школа в Галиче.
В Галиче работала типография и издавалась газета «Галичанин», редактором которой был талантливый человек Давид Яковлевич Левенталь.
При И.М. Нешпанове и его непосредственном участии было построено здание Рыбнослободского училища (1901-1902), одно из красивых зданий Галича.
Были построены дома, украшающие город: дом Каликиных и дом Богомоловых на Успенской (ул. Свободы), здания винных складов (ныне Галичский ликёроводочный завод), гостиница Н.Ф. Сотникова на центральной площади (ныне здание РКЦ)
Почти в одно время были построены на ул. Пробойной: дом самого И.М. Нешпанова (ныне здание музея, дом Каликиных (дом социального обеспечения) и дом Ушаковых (бывший «Криптон»), жилой дом на сегодняшней улице Ленина (ныне магазин птицефабрики). И ряд других зданий, до сих пор, украшающих город и определяющих его лицо.
При И.М. Нешпанове был открыт в доме купца Громова первый кинотеатр.
Я просмотрел отчёты Галичского уездного собрания за 1905-1908 г.г. Отчёты говорят о том, что в этот период в возглавляемом И.М. Нешпановым городе функционировали: Торговый дом братьев Каликиных со своим кожевенным заводом, Торговый дом братьев Павловских со своим кожевенным производством, купцы Бородатовы со своим кожевенно-меховым производством.(всего в Галиче в 1905 году было 5 кожевенных заводов), кирпичный завод Рудомазина, кирпичный завод Загвоздкина, железо-скобяное производство Ушакова, виноводочное производство Сотникова, работала широкая торговая сеть, как оптовая, так и розничная, работало несколько пекарен и кондитерских, работала паровая мельница, 3 деревообрабатывающих производства и предприятия производства сыра и масла. Общее количество предприятий в Галиче в 1905 году равнялось 23, а уже в 1912 году оно выросло до 68. Это давало ощутимые доходы в городскую казну. (Л.Белов, В.Касторский, Н.Соколов – «Галич», Костромское изд-во, 1959 г.)
Галичское озеро находилось в аренде у рыбаков Рыбной слободы и давало городу ежегодно 1200 руб. арендной платы. По заключённому договору аренды, рыбаки поддерживали чистоту озера, чистили русла рек и канав, впадающих в озеро, выкашивали травы, лыву, поднятую со дна озера, использовали на своих огородах.
Работало большое количество ремесленников: сапожников, шорников, гончаров, белошвеек и портных. Из них были целые улицы и слободы.
В Галиче функционировали три рынка: ремесленников, сенной и дровяной. Была учреждена Никольская ярмарка.