Роль первого ярославского генерал-губернатора А.П. Мельгунова в образовании Костромской губернии.
Указ Екатерины II об учреждении Костромской губернии датируется 6 мар¬том 1778 года. В качестве исполнителя этого указа Екатериной был назначен дей¬ствительный статский советник генерал-губернатор Ярославский и Архангелогородский Мельгунов Алексей Петрович. По примерному расписанию вновь обра¬зуемую Костромскую губернию планировалось составить из тринадцати уездов. До этого в провинциальных городах будущей Костромской губернии находились свои провинциальные канцелярии. В то время они были в городах Суздале, Кост¬роме, Галиче и Унже, и от их названия происходили названия самих провинций. Из территорий этих и других провинций правительствующим сенатом для удоб¬ства управления планировалось создать новую Костромскую губернию, а Кост¬рому сделать центральным городом губернии. Образование Костромской губер¬нии проходило в три этапа.
В силу указа данного императрицей Алексей Петрович приступил к испол¬нению своих обязанностей в марте того же года. И сначала он вошел в переписку с провинциальными канцеляриями тех городов, из числа которых планировалось создать новую губернию. До этого времени провинции были независимыми, и в каждой из них находились свои провинциальные канцелярии, к которым были приписаны воеводские канцелярии и магистратуры. В воеводских канцеляриях присутствовали исключительно военные чины, а в магистратурах сидели канце¬ляристы. Потом из их числа были назначены представители в присутственные места, которые должны были располагаться в городе Костроме. В Ярославском государственном архиве есть документы, подтверждающие то, как все это проис¬ходило.
На первом этапе, А.П. Мельгунов, руководствуясь указом Ее Величества императрицы, писал в провинциальные канцелярии письма с предложением объе¬хать лично те провинции, и определить уезды с пригородами и со всеми их тер¬риториальными границами и числом душ, которые в будущем могли бы составить эту новую Костромскую губернию. На втором этапе надо было создать Костром¬ское наместничество и назначить присутственные места для представителей тех канцелярий и членов из их местного дворянского собрания в городе Костроме. Наконец на третьем этапе предполагалось открыть Костромскую губернию. О всех действиях А.П. Мельгунов доносил в правительствующий сенат.
Но, не все проходило так гладко. Наиболее тяжело в состав Костромской губернии входил Галич с городами Чухломой и Солигаличем. Мельгунов А.П. не раз требовал от провинциальной галичской канцелярии объяснений о препятст¬виях чинимых ею по этому поводу. У Унженской провинциальной канцелярии не все было ясно с территориальными границами. Видимо тогда же город Унжа прекратил свое существование, и появился город Макарьев на Унже. Спорным продолжал оставаться вопрос по городу Юрьевцу Поволжскому, который в то время находился на территории принадлежащей Нижнему Новгороду. В итоге по¬сле долгих споров Костромское наместничество все - таки было открыто, о чем торжественно доложил в правительствующий сенат тайный действительный стат-ский советник, сенатор Ярославский и Костромской, генерал- губернатор, кавалер А.П. Мельгунов.
«В исполнение высочайшего указа данного Ее императорским величеством правительствующему сенату, в 5 день сентября сего 1778 года Костромское наме¬стничество мною открыто. Во всей той губернии Кострома единственный губерн¬ский город, который имеет свой герб. И присутственные места поддерживаются только в этом городе, и только ему вырезана своя печать. Прочие же города, со¬ставляющие эту губернию то: Нерехта, Плесо, Лух, Кинешма, Буй, Солигалицк, Галич, Кадый, Чухлома, Юрьевец Поволжский, Макарьев на Унже, Ветлуга, Кологрив и Варнавин, ни один из них своих гербов не имеют, о чем в тот же день в правительственный сенат ими было представлено. Покорнейше прошу, чтобы все те, не имеющие своих гербов города, ими снабдить».
Интересно, что границы Костромской губернии пришлось определить не самому А.П. Мельгунову, и его миссия ограничилась лишь открытием Костром¬ского наместничества. В архивных документах после 1778 года под 1782 годом А.П. Мельгунов назывался уже господином действительным тайным советником, сенатором Ярославским и Вологодским генерал-губернатором. Но кто же тогда был удостоен той чести?
Из других архивных документов следует, что в тот период времени Кост¬ромским генерал-губернатором был уже Алексей Алексеевич Ступишин, который вступил в эту должность с 16 октября 1779 года, и в тот период времени он назы¬вался еще и генерал-губернатором Нижегородским. При нем основные споры ве¬лись вокруг округи города Варнавина, которая раньше входила в состав Казан¬ской губернии. Сам А. А. Ступишин в одном из своих рапортов заявлял, что «землемеры сию Костромскую губернию не объехали, и точных границ ей не по¬ложено». Поэтому вопрос о создании Костромской губернии в то время все еще продолжал оставаться спорным.
Из всего выше сказанного следует, что Екатерине II стоит отдать должное за то, что она впервые подняла вопрос о централизации власти вокруг правитель¬ствующего сената. Именно на время ее правления приходится создание первых губерний, которые складывались из разрозненных независимых провинций. Гу¬бернии создавались для того, чтобы облегчить работу правительствующего сена¬та.
Большую роль в создании Костромской губернии сыграл наш первый Яро¬славский генерал-губернатор Алексей Петрович Мельгунов, которому стоило ог¬ромных усилий склонить на свою сторону чиновников тех провинций, из числа которых складывалась новая Костромская губерния. Наконец вопрос о территори¬альных границах Костромской губернии того времени все еще продолжал оста¬ваться открытым и требует дальнейшего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1 Материалы из государственного архива Ярославской области. Опись 72.