Воспоминания о старом вокзале Галича
Вот и окончился земной путь старого вокзала города Галича. Именно земной, потому что он навечно останется в воспоминаниях галичан, как одна из ярких страниц их жизни, поскольку вокзал был частичкой каждого галичанина. Отсюда они уходили в большую жизнь, сюда возвращались снова и снова. Были здесь и горестные расставания, и радостные встречи. У вокзала назначали свидания и подолгу сидели на скамеечках под стук колёс пробегающих поездов. И больше не будет таких проникновенных стихов С. Виноградовой, связанных со старым добрым вокзалом:
Нет ни прощения, ни оправдания.
Даже прощанья короткого нет.
Полночь. Вокзал. Старый зал ожидания.
Наскоро куплен плацкартный билет.
Кто-то встречается, кто-то прощается.
Зал ожидания всех приютил.
Я не вернусь, даже если раскаешься...
Только уехать хватило бы сил.
А начиналось это так.
В 1903 году началось строительство железнодорожной ветки ВОЛОГДА - БУЙ - ВЯТКА (ныне г. Киров), связывающей Вологду и Вятку по прямой с Санкт-Петербургом. В1905 году со станции Буй в сторону Галича отправился первый поезд, состоящий из одного вагона и трех двухосных платформ, ведомых паровозом серии "ОВ". Данный участок был открыт в ноябре 1906 года, он вошел в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Служба находилась в Москве, в правлении «Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги». К этому времени в Галиче была построена первая очередь железнодорожного вокзала. Вот таким он был в начале своей долгой жизни.
В 1903 году началось строительство железнодорожной ветки ВОЛОГДА - БУЙ - ВЯТКА (ныне г. Киров), связывающей Вологду и Вятку по прямой с Санкт-Петербургом. В1905 году со станции Буй в сторону Галича отправился первый поезд, состоящий из одного вагона и трех двухосных платформ, ведомых паровозом серии "ОВ". Данный участок был открыт в ноябре 1906 года, он вошел в состав Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Служба находилась в Москве, в правлении «Общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги». К этому времени в Галиче была построена первая очередь железнодорожного вокзала. Вот таким он был в начале своей долгой жизни.
Симметричное, одноэтажное, с большими окнами с наличниками здание, рубленное из отборного леса, с пандусом, который соединял железнодорожную насыпь перрона со зданием вокзала для удобства пассажиров. Вокзал изначально строился с учётом наших климатических условий, предполагал печное отопление.
В это время, как видно из фотографии, начались посадки первых деревьев у здания вокзала. Помещение для пассажиров в то время было в правом крыле вокзала, где впоследствии разместится привокзальный ресторан.
Развивалась железная дорога. Росли грузовые и пассажирские потоки. С ними росла и станция Галич. Вокзального помещения стало не хватать. Рядом с существующим зданием вокзала строят точно такое же и соединяют со старым зданием тёплой галереей. Новое здание полностью отдают пассажирам, в старом располагают служебные помещения и привокзальный ресторан. В каком году было построено второе здание вокзала, данных, к сожалению, я не нашёл, но, судя по клеймам на метлахской плитке, из которой был выстлан пол зала ожидания, это произошло до I Мировой войны. Вокзал был построен на ленточном фундаменте из красного кирпича, который не потерял своих качеств за более чем 100 лет. На уровне пола фундамент был засыпан землёй, которая тщательно была утрамбована и по ней была сделана цементная стяжка под уровень. По этой стяжке была уложена метлахская шестигранная плитка. Такая конструкция фундамента и пола делала основание вокзала монолитным, устойчивым к вибрациям, поскольку при проходе поезда происходит как бы маленькое землетрясение. В нашем вокзале при этом не было даже дрожания стёкол.
Развивалась железная дорога. Росли грузовые и пассажирские потоки. С ними росла и станция Галич. Вокзального помещения стало не хватать. Рядом с существующим зданием вокзала строят точно такое же и соединяют со старым зданием тёплой галереей. Новое здание полностью отдают пассажирам, в старом располагают служебные помещения и привокзальный ресторан. В каком году было построено второе здание вокзала, данных, к сожалению, я не нашёл, но, судя по клеймам на метлахской плитке, из которой был выстлан пол зала ожидания, это произошло до I Мировой войны. Вокзал был построен на ленточном фундаменте из красного кирпича, который не потерял своих качеств за более чем 100 лет. На уровне пола фундамент был засыпан землёй, которая тщательно была утрамбована и по ней была сделана цементная стяжка под уровень. По этой стяжке была уложена метлахская шестигранная плитка. Такая конструкция фундамента и пола делала основание вокзала монолитным, устойчивым к вибрациям, поскольку при проходе поезда происходит как бы маленькое землетрясение. В нашем вокзале при этом не было даже дрожания стёкол.
Как видно по клейму, плитка была изготовлена на предприятиях Бергенгейма в Харькове. Пол был так идеально гладок, что мы детьми часто катались по нему, как на коньках. Рубленые стены вокзала были из отборного леса, видимо пропитанного креозотом. Сруб был поставлен на пакле. Снаружи и внутри стены были обиты дюймовой вагонной доской. Трапециидальный потолок поддерживался деревянными колоннами, которые для устойчивости в верхней части соединялись со стенами перекладинами, которые одновременно служили архитектурными украшениями.
Рядом с вокзалом был построен добротный туалет и помещение, где кипятили воду для пассажиров, так называемую «кубовую». Из этого помещения наружу на перрон выходило два крана: над одним была надпись – «вода», а над другим - «кипяток», это я хорошо помню. И когда останавливался пассажирский поезд, у этих кранов собиралась большая очередь людей с банками, чайниками, бутылями. Титаны в вагонах появились только в конце 50-х годов прошлого века.
Рядом с вокзалом был построен добротный туалет и помещение, где кипятили воду для пассажиров, так называемую «кубовую». Из этого помещения наружу на перрон выходило два крана: над одним была надпись – «вода», а над другим - «кипяток», это я хорошо помню. И когда останавливался пассажирский поезд, у этих кранов собиралась большая очередь людей с банками, чайниками, бутылями. Титаны в вагонах появились только в конце 50-х годов прошлого века.
Так выглядела станция Галич в 1918 г.
В 1918 году на гражданскую войну ушли добровольцами многие молодые галичане. На память они сфотографировались на фоне входа в Галичский вокзал с привокзальной площади.
Шли годы. Годы разрухи сменились годами подъёма. Росла станция, с нею росло и вокзальное хозяйство. Рядом с «кубовой» было построено кирпичное багажное отделение с камерой хранения ручной клади. Озеленялась территория вокзала. Высаживаются цветы, сажаются берёзки.
В 1926 году в Галич проездом прибыл М.И. Калинин. Пока стоял поезд, Михаил Иванович прохаживался по перрону, беседовал с галичанами, большинство из которых и не подозревали, с кем разговаривают. Но вот галичский фотограф Николай Сергеевич Орлов быстро понял, кто есть кто и сфотографировал Калинина. Так появилась редкая фотография.
В 1926 году в Галич проездом прибыл М.И. Калинин. Пока стоял поезд, Михаил Иванович прохаживался по перрону, беседовал с галичанами, большинство из которых и не подозревали, с кем разговаривают. Но вот галичский фотограф Николай Сергеевич Орлов быстро понял, кто есть кто и сфотографировал Калинина. Так появилась редкая фотография.
Расширялась станция. Увеличивалось количество путей. Паровозы серии "ОВ" сменились на серию "СО", пассажирские поезда стали возить быстроходные "СУ". Увеличивались станционные службы, увеличивался пассажиропоток. Вокзал полностью продолжал удовлетворять пассажиров и железнодорожные службы, украшал город своей симметричной архитектурой. Таким вокзал и запомнился мне с детства, поскольку часто приходилось проходить через него, когда, будучи ещё учеником начальных классов, вместе с ребятами и учителем ходил на близлежащие поля теребить лён.
В таком виде вокзал дожил до наших дней.
В таком виде вокзал дожил до наших дней.
В левой части (назовём её старым вокзалом), если смотреть с привокзальной площади, разместились: ресторан, дежурный по станции, товарная контора и ряд служебных помещений. Правая же часть была полностью отдана пассажирам. Внутри зал ожидания поражал огромной высотой. Снаружи, вроде бы невысокое здание, внутри, как бы вырастало безмерно ввысь, отражая голубизну своего потолка в идеально гладком полу из шестигранной белой и тёмной метлахской плитки. В своём архитектурном решении вокзал был красив своей симметрией, наличниками окон, решением фронтонов.
Вход в зал ожидания был только через помещение старого вокзала. Вход с привокзальной площади и выход на перрон остались в старой части вокзала. Уже в советское время пандус был разобран. Тамбур урезали, сделав служебное помещение. Появились деревянные лесенки на перрон, которые впоследствии заменили бетонными.
Новый выход на перрон стал таким, как показано на фотографии (справа), в отличие от первоначально задуманного ранее (фото 1905 г. слева). При перестройке упростили конструкцию фронтона выхода. Что делать - красота в советское время была не в моде, но симметричность здания со стороны привокзальной площади сохранили, и весь комплекс вокзала был приятен взгляду. Со стороны же перрона симметрия была несколько нарушена изменённым фронтоном противопожарного выхода из зала ожидания.
С перрона левая дверь вела в товарную контору и к дежурному по станции. Помню, как в эти двери входили главные кондуктора поездов, зимой в тулупах, летом – в брезентовых плащах, увешанные фонарями, сигнальными флажками и сумкой для документов. Или выходил дежурный по станции, в красной фуражке, держа в руке кольцо жезлодержателя с жезлом и фонарь или сигнальные флажки. В 1956 году открылось движение по дороге Галич-Кострома и управление движением поездов на ней происходило по жезловой системе и вместо светофоров стояли семафоры.
Правая, двойная дверь была для пассажиров, идущих на посадку.
Ресторан вокзала в 50-60 годах прошлого века всегда был полон людей. Столы были накрыты белыми скатертями, было обслуживание официантами. Обеды были дешёвыми. На рубль-полтора можно было сытно поесть и запить сладким чаем - 3 коп за стакан. Поэтому, когда я в 1957 году работал путейцем на железной дороге, я приходил сюда обедать. Здесь было чисто, уютно и хорошо готовили.
Ресторан начинал гудеть, когда приходил пассажирский поезд. Люди из вагонов наполняли ресторан шумом и гомоном. Кто-то садился быстро за столы с готовым комплексным обедом и быстро, за время стоянки поезда пытался его съесть, кто-то осаждал буфет. Поезда стояли подолгу, поскольку паровозная бригада набирала воду в тендер и чистила топку паровоза.
Между входными дверями в вокзал и товарную контору висел большой колокол. Дежурный по вокзалу бил в него один раз, предупреждая пассажиров, что до отправки поезда осталось три минуты, потом два раза. К этому времени пассажиры быстро освобождали ресторан. После третьего звонка поезд отправлялся, и отставшие пассажиры догоняли свой вагон на ходу. Паровоз набирал скорость довольно медленно.
На фронтоне входа висели большие часы, и большими буквами было выведено слово "ГАЛИЧ".
Со стороны перрона перед вокзалом был уютный скверик. Росли большие деревья и между ними яблони-китайки, которые очень красиво цвели весной, а потом сплошь покрывались мелкими красненькими яблоками. Росла сирень. Здесь хорошо было сидеть на скамеечке и смотреть на пробегающие поезда или после танцев в железнодорожном клубе, который находился рядом с вокзалом, помечтать с девушкой. В 1955 году в скверике поставили скульптуру В.И. Ленина. И с тех пор галичан встречал и провожал не только старый вокзал, но и Ленин. Вдоль перрона, ограждая сквер, шла ограда из штакетника, всегда исправная.
С перрона левая дверь вела в товарную контору и к дежурному по станции. Помню, как в эти двери входили главные кондуктора поездов, зимой в тулупах, летом – в брезентовых плащах, увешанные фонарями, сигнальными флажками и сумкой для документов. Или выходил дежурный по станции, в красной фуражке, держа в руке кольцо жезлодержателя с жезлом и фонарь или сигнальные флажки. В 1956 году открылось движение по дороге Галич-Кострома и управление движением поездов на ней происходило по жезловой системе и вместо светофоров стояли семафоры.
Правая, двойная дверь была для пассажиров, идущих на посадку.
Ресторан вокзала в 50-60 годах прошлого века всегда был полон людей. Столы были накрыты белыми скатертями, было обслуживание официантами. Обеды были дешёвыми. На рубль-полтора можно было сытно поесть и запить сладким чаем - 3 коп за стакан. Поэтому, когда я в 1957 году работал путейцем на железной дороге, я приходил сюда обедать. Здесь было чисто, уютно и хорошо готовили.
Ресторан начинал гудеть, когда приходил пассажирский поезд. Люди из вагонов наполняли ресторан шумом и гомоном. Кто-то садился быстро за столы с готовым комплексным обедом и быстро, за время стоянки поезда пытался его съесть, кто-то осаждал буфет. Поезда стояли подолгу, поскольку паровозная бригада набирала воду в тендер и чистила топку паровоза.
Между входными дверями в вокзал и товарную контору висел большой колокол. Дежурный по вокзалу бил в него один раз, предупреждая пассажиров, что до отправки поезда осталось три минуты, потом два раза. К этому времени пассажиры быстро освобождали ресторан. После третьего звонка поезд отправлялся, и отставшие пассажиры догоняли свой вагон на ходу. Паровоз набирал скорость довольно медленно.
На фронтоне входа висели большие часы, и большими буквами было выведено слово "ГАЛИЧ".
Со стороны перрона перед вокзалом был уютный скверик. Росли большие деревья и между ними яблони-китайки, которые очень красиво цвели весной, а потом сплошь покрывались мелкими красненькими яблоками. Росла сирень. Здесь хорошо было сидеть на скамеечке и смотреть на пробегающие поезда или после танцев в железнодорожном клубе, который находился рядом с вокзалом, помечтать с девушкой. В 1955 году в скверике поставили скульптуру В.И. Ленина. И с тех пор галичан встречал и провожал не только старый вокзал, но и Ленин. Вдоль перрона, ограждая сквер, шла ограда из штакетника, всегда исправная.
Рядом с оградой с левой стороны перрона стояли лотки для торговцев. В 50-е годы прошлого века здесь можно было купить копчёную рыбу, солёные огурцы, только что сваренную картошку с укропчиком, помидоры, горячие пирожки. Кроме этого большая толпа торговцев бегала вдоль вагонов, прибывших пассажирских поездов, предлагая пассажирам огурчики, ягоды, варёную картошку. С изменением времени года менялся ассортимент продуктов, но всегда была копчёная и жареная рыба и огурчики. Вот так выглядел перрон Галича в 1955 году.
История вокзала помнит многое. Вокзал помнит и годы разрухи, когда он наполнялся разного калибра мешочниками и попрошайками. Вокзал встречал в мае 1919 года А.В. Луначарского. Отсюда отправлялись в 1930 году комсомольцы Галича во главе с Г.К. Зверевым на шахты Донбасса. И, конечно, вокзал помнит Великую Отечественную войну. Сколько было здесь пролито слёз горести при проводах на войну и слёз радости при возвращении домой. Скольких детей блокадного Ленинграда согрел наш вокзал, пока их распределяли по детским домам. Вокзал провожал делегатов на первый фестиваль молодёжи и студентов Москве в 1957 году и молодёжь 60-х для освоения целины.
Вернёмся снова в зал ожидания для пассажиров. Из всего вокзала зал ожидания с годами менял свой интерьер с течением времени. Незыблемым оставался только его объём, колоннада и зеркальный пол. И ещё картина с В.И. Лениным. По воспоминаниям моей матери, картина эта появилась ещё перед войной. Кто так талантливо сделал копию с картины А.М Герасимова «Ленин на трибуне» никто не знал. Может быть это авторский повтор. Есть сведения, что Герасимов несколько раз рисовал эту картину. Казалось, что эта картина была вечно. Ожидая своего поезда или кого-то встречая, я, да и не только я, всегда любовался этой картиной, складками знамени, динамикой образа. За многие десятки лет краски картины не тускнели, а наоборот, казалось, становились ещё ярче. Вот эта картина.
Вернёмся снова в зал ожидания для пассажиров. Из всего вокзала зал ожидания с годами менял свой интерьер с течением времени. Незыблемым оставался только его объём, колоннада и зеркальный пол. И ещё картина с В.И. Лениным. По воспоминаниям моей матери, картина эта появилась ещё перед войной. Кто так талантливо сделал копию с картины А.М Герасимова «Ленин на трибуне» никто не знал. Может быть это авторский повтор. Есть сведения, что Герасимов несколько раз рисовал эту картину. Казалось, что эта картина была вечно. Ожидая своего поезда или кого-то встречая, я, да и не только я, всегда любовался этой картиной, складками знамени, динамикой образа. За многие десятки лет краски картины не тускнели, а наоборот, казалось, становились ещё ярче. Вот эта картина.
При уничтожении вокзала картина была зверски выдрана, по-другому не скажешь, из рамы. Причём, искорёженная рама оставалась висеть на стене и на той же высоте. На вопрос в администрации Галича, куда делась картина и почему она не в нашем музее, я получил ответ, что это собственность железной дороги и её взяли в Вологду в железнодорожный музей. Я, почему то, в это не верю...
Я помню зал ожидания с послевоенных времён. В зале стояли массивные дубовые диваны с высокими спинками. В центре спинки вверху были вырезаны буквы МПС. Диваны делили зал ожидания как будто на купе старых пассажирских вагонов. Касса находилась у стены, на которой висело расписание поездов. Расписание это сохранилось до наших дней.
Я помню зал ожидания с послевоенных времён. В зале стояли массивные дубовые диваны с высокими спинками. В центре спинки вверху были вырезаны буквы МПС. Диваны делили зал ожидания как будто на купе старых пассажирских вагонов. Касса находилась у стены, на которой висело расписание поездов. Расписание это сохранилось до наших дней.
Таким оно было и в далёком 1947 году. Слева от него находилась касса. Кассир тогда не выписывал билеты, как сейчас, а брал из ячейки уже готовый картонный прямоугольничек, на котором уже было напечатано, например, Галич-Москва, ставил компостер и выдавал пассажиру. Билет до Москвы в то время стоил в общем вагоне 6 руб., в плацкартном – 8 руб., в купейном – 10 руб.
В зале стояли четыре печи по бокам пожарных выходов.
С развитием автобусного движения, с помещением автобусных касс в зале ожидания вокзала, с постройкой железнодорожной котельной, зал ожидания был перестроен. Это произошло в 60-х годах прошлого века. Были сломаны печи и кассы, как железнодорожные, так и автобусные поставили по одной стороне. К пожарному выходу из зала ожидания в сторону привокзальной площади, в отличие от вокзального, пристроили внешний тамбур для выхода пассажиров к автобусам. Пристроили буфет. Ресторан при вокзале стал работать, как обычная столовая. Исчезли скатерти, исчез уют.
Массивные дубовые диваны заменили лёгкими креслами. И в таком виде зал ожидания дожил до наших дней.
В зале стояли четыре печи по бокам пожарных выходов.
С развитием автобусного движения, с помещением автобусных касс в зале ожидания вокзала, с постройкой железнодорожной котельной, зал ожидания был перестроен. Это произошло в 60-х годах прошлого века. Были сломаны печи и кассы, как железнодорожные, так и автобусные поставили по одной стороне. К пожарному выходу из зала ожидания в сторону привокзальной площади, в отличие от вокзального, пристроили внешний тамбур для выхода пассажиров к автобусам. Пристроили буфет. Ресторан при вокзале стал работать, как обычная столовая. Исчезли скатерти, исчез уют.
Массивные дубовые диваны заменили лёгкими креслами. И в таком виде зал ожидания дожил до наших дней.
При встраивании железнодорожных касс две деревянные колонны были заменены на трубы. Смотришь на эти фотографии: сколько света, сколько простора, всем хватало места – пассажирам, детям, собакам.
В годы застоя в зале ожидания коротали время до прибытия пассажирских поездов с вагонами-ресторанами жители Галича, чтобы потом ринуться, обгоняя друг друга, к вагону-ресторану за колбасой. Это надо было видеть, что творилось в это время у поездов. И если раньше пассажиры проезжающих поездов ждали Галич, чтобы полакомиться копчёной или жареной рыбкой, поесть горячей картошки, то теперь жители города осаждали поезда, чтобы купить у проводников, в вагоне-ресторане непонятно какую колбасу, а предприимчивые горожане предлагали вместо рыбы водку и пиво, поскольку в районе вокзала их не продавали.
С электрификацией железной дороги, переводом её на электрическую тягу облик станции Галич изменился. Исчезли водонапорная башня и водозаборные колонки для паровозов, ручные стрелки стали с электроприводом. Был построен новый блокпост, товарная контора получила новое помещение. Вокзал радиофицировали. Со стены вокзала исчез колокол. В сквере пришлось спилить все высокие деревья, выкорчевать яблони, оставив только невысокие кусты. Сквер потерял уют. И если раньше В.И. Ленин утопал в зелени, то теперь он торчал инородным пятном среди чахлых кустиков. А к 2007 году этот памятник стоял, как одинокий странник при посеревшем вокзале и чахлой растительности. Посмотрите на фотографию тех лет.
В годы застоя в зале ожидания коротали время до прибытия пассажирских поездов с вагонами-ресторанами жители Галича, чтобы потом ринуться, обгоняя друг друга, к вагону-ресторану за колбасой. Это надо было видеть, что творилось в это время у поездов. И если раньше пассажиры проезжающих поездов ждали Галич, чтобы полакомиться копчёной или жареной рыбкой, поесть горячей картошки, то теперь жители города осаждали поезда, чтобы купить у проводников, в вагоне-ресторане непонятно какую колбасу, а предприимчивые горожане предлагали вместо рыбы водку и пиво, поскольку в районе вокзала их не продавали.
С электрификацией железной дороги, переводом её на электрическую тягу облик станции Галич изменился. Исчезли водонапорная башня и водозаборные колонки для паровозов, ручные стрелки стали с электроприводом. Был построен новый блокпост, товарная контора получила новое помещение. Вокзал радиофицировали. Со стены вокзала исчез колокол. В сквере пришлось спилить все высокие деревья, выкорчевать яблони, оставив только невысокие кусты. Сквер потерял уют. И если раньше В.И. Ленин утопал в зелени, то теперь он торчал инородным пятном среди чахлых кустиков. А к 2007 году этот памятник стоял, как одинокий странник при посеревшем вокзале и чахлой растительности. Посмотрите на фотографию тех лет.
В это же время началось строительство нового вокзала.
Так закончилась большая история нашего Галичского вокзала, который ещё долго-долго будут вспоминать жители и гости Богохранимого города.
Ломать старый вокзал поручили варягу. Вряд ли бы поднялась рука Галичанина на снос вокзала. Администрация города сделала вид, что вокзал не наша собственность, и мы ей не распоряжаемся, дело это РАО "РЖД". Мы тут не при чём. Вокзал сносил мостопоезд из Ярославля во главе с главным инженером Дмитрием Вениаминовичем Захаровым. Думаю, что это имя войдёт навечно в историю нашего вокзала. Строителей помнят мало, разрушителей – вечно.
Было ужасно смотреть, как 17 июля 2009 года с утра работники мостопоезда тросами безжалостно разрывали вокзал на части. Трещали вековые брёвна, звенело стекло, поднимались облака пыли.
Ломать старый вокзал поручили варягу. Вряд ли бы поднялась рука Галичанина на снос вокзала. Администрация города сделала вид, что вокзал не наша собственность, и мы ей не распоряжаемся, дело это РАО "РЖД". Мы тут не при чём. Вокзал сносил мостопоезд из Ярославля во главе с главным инженером Дмитрием Вениаминовичем Захаровым. Думаю, что это имя войдёт навечно в историю нашего вокзала. Строителей помнят мало, разрушителей – вечно.
Было ужасно смотреть, как 17 июля 2009 года с утра работники мостопоезда тросами безжалостно разрывали вокзал на части. Трещали вековые брёвна, звенело стекло, поднимались облака пыли.
22 июля, когда доламывали последние части вокзала, шёл дождик. Сами небеса скорбили о кончине вокзала. Старый вокзал простоял более 100 лет.
А поскольку эта статья о старом добром вокзале, я принципиально не помещаю фотографии нового.
Н. Сотников 23 июля 2009г.
Старый железнодорожный вокзал города Галича. Фото AlexF 2006г
.