Галич
Наука и Жизнь №2, 2004
А. КУЗНЕЦОВ, И. ЧЕРНЕТСКИЙ. Фото И. Константинова.

   Время летит быстро. Мы все дальше уходим от исторических событий, сопровождавших становление Отечества. На дворе ХХI век! За последние десятилетия в нашей жизни произошли фантастические изменения: пишущую машинку заменил компьютер, обычные письма — электронная почта, наряду с домашним телефоном все активнее используется мобильный, фотоаппарат вытесняет цифровая камера, а вместо библиотеки теперь посещают Интернет. Но стали ли мы от этого счастливее, добрее, мудрее по сравнению с людьми, жившими многие сотни лет тому назад?
Представьте себе, из Москвы, скажем, в Галич вы едете не спеша, на дрожках, запряженных резвой лошадкой. Едете по проселочной дороге мимо золотой колосящейся пшеницы. И тот же путь — в автомобиле: сначала вы никак не можете выбраться из “пробки”, потом — вырваться с кольцевой дороги, а затем мчитесь по пропахнувшему автомобильными выхлопами шоссе…
    Но коль скоро нам не дано вернуться назад, хотя бы оглянемся на прошлое и, ведя сегодня разговор о маленьком городке Галич, который в XIII веке был крупнее и богаче Москвы, вспомним далеких предков, представим себе их образ жизни и поинтересуемся событиями, происходившими на галичской земле.
  В отличие от своего тезки, столицы древнего Галицкого княжества, находившегося на территории теперешней Ивано-Франковской области Украины, город Галич Мерьский (таково его полное название) расположен в центре Костромской области, в северо-восточном от Костромы направлении. Мерьским он называется по имени обитавшего здесь и давно обрусевшего племени меря. Город растянулся вдоль южного берега Галичского озера, одного из тех ледниковых озер, которые разнообразят плоский ландшафт европейской части России. Площадь озера — 75,4 квадратного километра, это в полтора раза больше площади Плещеева озера. Для того чтобы доехать из Москвы до Галича по железной дороге, нужна всего лишь одна ночь.
    Первое упоминание о городе в летописи относится к 1237 году, хотя трудно точно сказать, когда действительно возник Галич Мерьский. Скорее всего, еще до того, как князь Юрий Долгорукий (1154—1157) начал укреплять границы Ростово-Суздальской земли.
В 1246 году, когда делили вотчины великого князя Ярослава Всеволодовича, его пятый сын, Константин, получил в удел Галич, а шестому сыну, Михаилу, досталась Москва. В XIV веке Галич перешел во владение княжеской династии, основанной сыном Дмитрия Донского Юрием Дмитриевичем. Его же сын князь галичский Дмитрий Шемяка с князьями можайским и тверским захватывает в 1446 году Москву и самого великого князя Василия II. “Шемяка поймал великого князя Василия Васильевича, — говорится в летописи Воскресенского монастыря, — в церкви Троицы у Сергия чудотворца и привезоша его к Москве и выдра ему очи и послал его на Углич со княгинею и з детьми”.

 

    Однако уже в следующем году Шемяке пришлось бежать из Москвы и укрепиться в Галиче. Но рать Василия II (в историю он вошел как Василий Темный) разбила войско мятежного Шемяки, и Галич навеки вошел в состав Московского государства. За своими мощными оборонительными укреплениями Галич спокойно пережил смуту XVII века и потрясения XVIII, но в 1609 году польские отряды Лисовского все-таки захватили город и деревянный Галич сгорел.

     Мощные земляные укрепления в Галиче спускаются подковой к озеру. Ныне земляной вал в большинстве русских городов _ едва ли не единственное свидетельство их средневекового происхождения. Сохранившихся с того времени построек, таких, как Спасо-Преоб раженский собор XII века в Переславле-Залесском или Успенский собор на “Городке” рубежа XIV и ХV веков в Звенигороде, относительно мало. Скорее можно встретить городище, стоящее в чистом поле или на крутом берегу реки, где ничто, кроме самого городища, не напоминает о находившемся здесь когда-то поселении.
Самые старые памятники архитектуры, сохранившиеся в Галиче Мерьском, относятся к XVII веку. Только в Паисиевом монастыре, расположенном за пределами города, находится старейшая местная каменная постройка — Успенский собор XVI века. Конечно, эти строения не помнят тех времен, когда Галич жил активной политической жизнью: сын Дмитрия Донского Юрий и сыновья Юрия Василий Косой и Дмитрий Шемяка воевали с московским князем, борясь за великокняжеский престол. Свидетелями того времени остаются лишь три городища, давно утратившие следы некогда возведенных на них укреплений, да несколько прудов, бывших прежде рвом, окружавшим вал.
     Первое городище, Балчуг, сооружено в середине ХII века. Вероятно, с него и началась история города. Второе укрепление на горе рядом с Балчугом, напоминающее городище Звенигорода, было возведено на рубеже XIV и XV веков князем Юрием и укреплено сыном его Шемякой. Остатки крепости хорошо видны впереди на холме, когда, въезжая в город по костромской дороге, незаметно для себя попадаешь в центр, на торговую площадь.
Круто свернув вправо, оказываешься на Соборной улице (до недавнего времени — улица Свободы), которая насквозь прорезает третью, самую большую крепость. Возведена она была после того, как Василий Темный включил Галич в состав Московского государства. С ее высокого вала открывается красивый вид на древний город, вобравший в себя несколько исторических эпох. Контуры храмов, разноцветные небольшие домики с пятнами зелени тянутся к водной глади озера. Отсюда, если смотреть на юг, видны и старинный Паисиев монастырь, и Рыбная слобода с ее огородами, сарайчиками и лодками.
     Екатерина Великая делает город Галич уездным, и с 1778 года он становится центром Галичского уезда. Застройка по регулярному плану сильно меняет облик города, разрезав крест-накрест его улицы и крепость. Именно тогда было возведено много каменных зданий. На пересечении улиц внутри городища встают Преображенская церковь и Преображенский собор (в годы советской власти был превращен в хлебокомбинат). Церковь Преображения, построенная в 1774 году на закате барокко, вобрала в себя признаки разных архитектурных стилей. Она примечательна еще и тем, что в ней находилась одна из древнейших реликвий Галича, образ Спасителя начала XV века — работа московской живописной школы, связанной с именем Андрея Рублева. По преданию, икона принадлежала Дмитрию Шемяке.
   За торговой площадью (по направлению к озеру) можно увидеть принадлежавшую мужскому монастырю наполовину разрушенную Богоявленскую церковь с ее строгой шатровой колокольней. Рядом — церковь Великомученика Георгия с пятью миниатюрными главами. Обе постройки относятся к XVII веку. Неподалеку на углу располагается довольно большое здание, в котором в наши дни размещается почта.
Торговая площадь — центр города. Его главная достопримечательность — каменные одноэтажные здания гостиного двора. Они построены в 1825 году по проекту архитектора Фурсова. Немного в России городов, так полно сохранивших ансамбль торговой площади. Однако в прежние века на этом месте не только торговали и устраивали балаганы, но и совершали публичные казни: рубили головы, вешали. Именно здесь казнили соратников Степана Разина. И сегодня на площади мирно стоят десятки колонн и арок, собирая торговые ряды в единый прямоугольник, создающий удобный обзор товаров. Пустынная, по сравнению с прошлыми временами, площадь составляет ныне архитектурное и историческое лицо города, без нее нельзя себе представить Галич.
    В Галичском уезде пахотных земель немного. Поэтому здесь издавна процветал отходнический промысел. С разных концов приезжали работодатели, на торговой площади подряжались артели плотников, землекопов, маляров, извозчиков, пильщиков… Уже с XVII века Галич славился своими кузнецами. В 1652 году, например, его мастера работали над окладом для иконостаса Успенского собора в Московском Кремле. Еще и сегодня нет-нет да и увидишь в городе железную кованую решетку — настоящее произведение кузнечного искусства. Умели галичане и строить. Красивые, добротные избы украшают затейливые узоры деревянной резьбы.

 
  
Большое удовольствие — рассматривать старинные каменные строения города. Напротив книжной лавки Палилова, двухэтажного дома, плоскости которого выполнены из кирпича, а боковые стены и фронтоны — из дерева, располагается здание бывшей гостиницы. Напротив Преображенского собора, на пересечении улиц, стоит дом купца Вакорина — один из старейших каменных домов Галича. Чуть дальше — красивый двухэтажный особняк на семь окон с четырьмя пилястрами в центре. Он принадлежал известному горожанину Свиньину — тестю А. Ф. Писемского. Сразу за площадью, по направлению к Рыбной слободе, идет Пробойная улица (в советские времена — Луначарского), в начале которой располагается угловое строение с закусочной на первом этаже и рестораном на втором. Рядом — двухэтажный дом, построенный, вероятно, в начале ХХ века, — одинокий представитель местного модерна, стилистически перекликающийся с московским домом Перцова.
       На этой же улице находится двухэтажный кирпичный дом городского головы купца Нешпанова, в нем сегодня — краеведческий музей и городская библиотека. Недалеко от музея возвышается деревянный, на каменном подклете особняк, принадлежавший купцам Каликиным. Чуть дальше, на противоположной стороне, — здание школы № 3, двухэтажный представитель провинциального классицизма с выступающим вперед, опирающимся на две пары колонн мезонином. Такое же строение — по левой стороне в начале улицы Летнева (советское название), направляющейся от торговой площади вверх, в сторону, противоположную озеру. Напротив него — двухэтажная гостиница. В этом здании до революции размещались городская дума и магистрат. За гостиницей — пожарная часть, строение конца XIX века с замечательной деревянной каланчой.
      Недалеко от центра, слева от дороги на Чухлому, лежит Рыбная слобода. Это — целый мир с запахами рыбы и соленых огурцов, с развешенными на кольях сетями и уходящими в воду мостками. Как в старые времена, так и теперь рыболовство — одно из главных занятий галичан. Ловят здесь ершей, окуней, лещей, плотву, но особо славно озеро некой мелкой рыбешкой, из которой получается так называемый сушеный “вандыш”.
За железнодорожной линией, в трех верстах от города, на горе между старыми трактами на Кострому и Кинешму расположен Паисиев монастырь, основанный в XIV веке на земле боярина Овины. Он назывался тогда Николаевским. Позже монастырь переименовали сначала в Успенский, а затем в Паисиевый в честь преподобного Паисия, уроженца Галича, бывшего здесь настоятелем в конце XVI века. В его игуменство в Галиче произошло удивительное событие. Великий князь московский Василий Васильевич, пойдя войной на своего дядю Георгия Галичского и взяв город, увез из монастыря в Москву чудотворный образ Богоматери и поместил его в одну из московских церквей. Ключи от храма князь забрал с собой, однако на другой день образ исчез. Икону принялись искать, а она неведомыми путями явилась на старом месте в Галичской обители…
      Успенский собор построен в XVI веке, и это довольно легко определяется по его облику. С юго-запада к нему плотно пристроена редкая для того времени конструкция, шатровая колокольня. Недавно собор полностью отреставрировали, восстановили четыре утраченных барабана с главами. Троицкая церковь с довольно большой трапезной палатой возведена позже, в 1642 году. Пока она не успела обрести утраченные три главы, выстроенные в ряд, параллельно алтарной части. Два этих храма, одиноко стоящие на холме, выглядят очень живописно.
Побываете ли вы в Галиче зимой или летом, поездка обязательно подарит вам радость. И учтите, что в тот же день или на следующий можно осмотреть еще два старинных русских городка — Чухлому и Солигалич, расположенные совсем неподалеку.

По материалам сайта www.nkj.ru