Выставка работ Галичского фотохудожника М.М.Смодора.
27 августа 2015 года Галичским отделением Костромской областной общественной организации «Костромская старина» был открыт выставочный зал.
Первая выставка в этом зале посвящена Галичскому фотохудожнику Михаилу Марковичу Смодору. На стенах светлого зала размещены работы этого фотохудожника, отражающие жизнь Галича в начале XX века. Здесь можно увидеть прекрасные виды города, портреты жителей нашего города, фотопейзажи и эпизоды из повседневной жизни, работы и отдыха галичан.
Фотовыставку дополняют витрины с фотоаппаратами, фотопластинками и документами, связанные с жизнью М.М.Смодора.
Уже первые дни работы выставки показали большой интерес к работам М.М.Смодора. Люди старшего поколения с большим удовольствием рассматривают виды старого Галича и вспоминают свою молодость. Молодёжь интересует где же эти места, что снимал Смодор и, вообще, что это за человек, откуда он появился в Галиче, что побудило его написать фотолетопись города, какой нет ни в одном городе области.
Замечательный фотохудожник Михаил Маркович Смодор (Самодур-Смодор Моисей Мордухов, (1882-1944), родился 20 января 1882 года в местечке Лубавичи Оршанского уезда Могилёвской губернии. Детство прошло в семье родителей- мещан в трудах, хозяйственных и земельных. В 16 лет родители определили его к варшавскому фотографу Якову Тираспольскому. Мастер слыл культурным, требовательным, справедливым педагогом.
Ателье этого фотографа находились в Варшаве, Лодзи, Воронеже, Одессе.
В Одессе фотоателье Якова Тираспольского размещалось среди дорогих и престижных магазинов в доме Пурица на углу Дерибасовской и Ришельевской. Иметь ателье в Одессе стремились многие талантливые фотографы того времени.
На паспарту было указано, что господин Тираспольский заслужил благодарность, лестный отзыв и награды от «Их Величеств и Их Императорских Высочеств», в том числе Наследника Цесаревича и Короля Датского (т.к. наследником обозначен Николай Александрович, то понятно, что паспарту было выполнено до 1894 года, когда наследник превратился в Николая II), медаль от Императорского русского технического общества и экзотическую индийскую медаль «Льва и Солнца». Им удачно был сфотографирован Персидский Шах.
Уважение и благодарность к наставнику Михаил Маркович сохранил до конца дней своих. А в своих работах превзошёл учителя.
Фотографическое учение растянулось на семь лет. Годы эти были непростыми, если не сказать больше – тяжкими, но вместе с тем и отрадными. Снизу доверху прошёл Смодор лестницу фотографической школы, прежде чем получил из рук учителя рекомендательные письма и своим трудом скопленные средства для устройства собственного дела.
Выйдя из учения в возрасте 23 лет, Смодор устраивается наёмным фотографом в г. Москве, но работает недолго, поскольку всегда мечтал о собственном деле.
В марте 1906 года Михаил Маркович приезжает в Буй к своим родственникам. Здесь он подаёт Прошение на имя Костромского губернатора с просьбой открыть в Буе фотографию. Прошение датировано 22 марта 1906 г. К Прошению прилагались с рядом других справок и Диплом мастера орнаментно-живописного ремесла, выданный Вологодской Ремесленной Управой за №253. Одновременно он подаёт Прошение и на открытие фотографии в Галиче и 24 марта 1906 года получает Свидетельство №1354 о разрешении открыть фотографию. Свидетельство было подписано губернатором Костромской губ. 24 марта 1906 г.
В Буе он знакомится со своей будущей женой Фаиной Ароновной Форман (1893-1987гг.).
Осенью 1906 года Михаил Маркович впервые приезжает в Галич. В городе он провёл три дня. Познакомился с работой фотографических павильонов (их было два – фотографов Колесова и Перепёлкина), снялся на портрет. Сделал несколько частных визитов (один из визитов был, видимо в семью Акимов с которой Смодора связывала большая дружба) и покинул город, но ненадолго.
В начале 1907 году Михаил Маркович снова приезжает в Галич, видимо не получив разрешения открыть фотографию в городе Буе, теперь навсегда.
Когда 16 сентября 1929 года Михаилу Марковичу выдали Удостоверение личности Серия Г №0326493*, то местом его рождения чиновник, выдавший Удостоверение, записал город Галич.
Галич для Смодора с первых впечатлений был и остался как уездный озёрный красавец. Он полюбил его. Полюбил и галичан, платил им щедро своим безупречным трудом. Ему отвечали взаимностью.
В Галиче он арендует двухэтажный дом на ул. Богоявленской (сейчас ул. Подбельского, дом №8) у предпринимателя Михаила Николаевича Поспелова. К дому была сделана двухэтажная пристройка и большой крытый двор, где были большие конюшни, вешала для сушки кож, большие лари, яма для хранения гашёной извести. В пристройке жили работники М.Н.Поспелова, которые обрабатывали кожи и шили замшевые перчатки. На берегу реки Кешмы стояла двухэтажная баня, на втором этаже которой также жили работники Поспелова.
Свою фотографию М.Смодор обустроил на втором этаже дома.
Посетители попадали на второй этаж по парадной лестнице, предварительно позвонив в звонок. Посетителей встречала домработница Надежда Андреевна Климова (1893-1971 гг.). Родом она была из деревни Пестово, что находилась недалеко от Палкино. Её комната находилась на втором этаже.
Посетители раздевались в раздевалке, которая находилась напротив комнаты Надежды Андреевны и через красивые филёнчатые белые двери с «золотыми» ручками попадали в приёмную, где стоял большой письменный стол с тумбами, стояло трюмо, и была выгорожена тёмная комната, в которой М.Смодор менял фотокассеты. Следующая дверь из приёмной вела в зал для фотографирования. Он был светлым. Большие окна выходили на Богоявленскую улицу, а также окна были и на боковой стене дома.
Тёмные комнаты, что примыкали к стене пристройки, использовались для проявления фотопластинок, печати фотографий и их ретуширования.
Для отапливания использовались печи, отделанные белыми изразцами без рисунка.
В летнее время М.Смодор любил фотографировать в веранде над парадным входом.
Надежда Андреевна выполняла роль секретаря. Она встречала посетителей фотографии и записывая посетителей в книгу регистрации.
Смодор много работал, без устали, случалось – по 20 часов в день. Помощников не держал, признавая работу фотографа только в одном лице. Средства для жизни имел достаточные. На себя тратил мало, помогал родителям, вкладывал в дело, что оставалось – это для души: он был подлинный библиофил. Деньги уходили на книги, альбомы по искусству, выписку фотографических журналов и т. п. Книжная любовь свела его и сдружила с К. В. Палиловым, галичским книготорговцем и краеведом. Именно по просьбе Палилова и при его участии Смодор снимает виды Галича, его архитектурные памятники, типы галичан, их быт, их труд. К.Палилов и М.Смодор осуществляют совместный коммерческий проект по выпуску почтовых открыток с видами Галича и его окрестностей, которые были изданы в типографии русского книгоиздателя И.Сытина, который приходился родственником К.Палилова. Осуществление этого проекта оставило потомкам бесценные фотодокументы начала ?? века.
Эти фотографии делались и для оформления краеведческого уголка, который был открыт при первой Народной библиотеке, которая открылась в 1906 г. В доме купца Парфёнова на Костромской улице (ул. Ленина)
В 1913 году состоялся высочайший визит царской семьи в Кострому. По этому поводу была устроена кустарно-промышленная выставка, на которой было представлено свыше 1000 фотографий. Автором нескольких десятков из них был Смодор.
Возможно, что на этой выставке были представлены фотографии празднования Духова дня в Галиче и вид с озера на Николаевский староторжский женский монастырь. Дата их появления 1913 год.
В 1921 году в Галиче открылось отделение Костромского научного общества по изучению местного края, и фотографический талант Смодора пришёлся весьма кстати. Особенно плодотворно потрудился Михаил Маркович во время создания музея общества. Его снимки в витринах запечатлели жизнь Галича, Рыбной слободы, памятники церковной старины, события общественной жизни.
Рыбная слобода Галича – это любовь фотографа. Он был дружен со многими рыбаками, ходил с ними на лов, они были частыми гостями у него. Он много снимал рыбацкие семьи и артели, а об их жизни знал всё в подробностях.
Октябрьский переворот 1917 года Смодор принял неоднозначно. Сначала принял революцию, а потом поменял отношение, видя плоды её социального устройства. Всеми силами сопротивлялся коллективизации, государство давило его налогами.
В 1921(1922?) году М.Смодор женится на Фаине Ароновне и перевозит её из Буя в Галич в свой дом.
У Михаила Марковича н Фаины Ароновны не было двое сыновей: Рафаил, родился 14 октября 1923 года и Льв, родился 11 апреля 1926 года. Записи о рождении сыновей хранятся в Галичском ЗАГСе. Когда появились дети Михаил Маркович и Фаина Ароновна завели корову.
В начале 30-х годов прошлого века началась коллективизация и раскулачивание. Был раскулачен М.Н.Поспелов. У него был отобран дом, его производство. В пристройку к дому, которую занимали работники Поспелова, поселили семью Геннадия Новикова (на первом этаже). На второй этаж поселили семью Ёлшиных. Семья М.Смодора продолжала жить на первом этаже. Вскоре, несмотря на огромный авторитет М.Смодора в Галиче, его близким знакомствам с руководителями города, фотографию национализируют, и она входит в комбинат бытового обслуживания населения. Появляются новые фотографы. Среди них Николай Сергеевич Орлов, сын известного фотографа Сергея Александровича Орлова, Туманов и др.
М.Смодор ещё полон сил и продолжает самостоятельно работать как репортёр, снимая плоды коллективизации, разрушения церквей и превращения их в машино-тракторные станции, изменения облика города.
В 1935 году М. М. Смодор был по ложному доносу арестован и отправлен в гулаг на строительство канала «Москва-Волга». Здесь он стал фотолетописцем строительства канала. В июле 1937 года его досрочно освобождают. Больным, с поражение ног, исхудавшим, Сиодор возвращается в Галич. Настоящими друзьями, не бросившими семью Смодора в это тяжёлое время, остались рыбаки Рыбной слободы.
С момента возвращения из лагеря и до смерти Михаил Маркович уже не фотографировал. Мало выходил из дома, вернее его вывозили из дома на самодельном стуле с колёсами и так он созерцал улицу Богоявленскую, которая при его жизни была переименована в улицу Подбельского.
Умер Михаил Маркович суровой снежной зимой 6 января 1944 года, о чём была сделана запись в книге регистрации Галичского ЗАГСа.
Фаина Ароновна с трудом договорилась с практически одним мужичком-извозчиком из военкомата Яковом Ковалёвым, чтобы он довёз гроб до Еврейского кладбища. Яков довёз гроб до горы, дальше дороги не было. Гроб переложили на санки и женщины: Фаина Аронна, домработница Надежда Андреевна, жена Новикова и женщина из соседнего дома с трудом дотащили гроб до могилы и предали тело М.Смодора земле. Поминки были скромными, просто попили чаю из самовара.
Оба сына Михаила Марковича ушли на фронт. Рафаила взяли прямо со срочной службы. Он служил на Кавказе, там и погиб в районе Минеральных вод в апреле 1943 г. Младший сын М.Смодора Лев был одарённым мальчиком, хорошо рисовал. На фронт ушёл добровольцем не закончив 10 классов. Льва направляют в школу связистов, а затем на Белорусский фронт. Он попал в Польскую армию, которая была сформирована в Советском Союзе. Лев погиб 23 апреля 1945 года чють-чуть не дожив до победы в бою за деревню Линум. Похоронили его с воинскими почастями у деревни Фляхов. В последствии имена Рафаила и Льва были высечены на обелиске погибшим воинам у шклы №4, в которой они учились.
Сначала войны квартиру Смодора начали «уплотнять». Сначала поселили эвакуированную семью из Эстонии. Потом поселилась семья сестры Фаины Ароновны Софьи Ароновны. Муж Софьи Ароновны Рафаил Семёнович был музыкантом и служил где-то в военном оркестре. Семья была эвакуирована из города Люберцы Московской области. Всю войну Софья Ароновна работала детским врачом в Галиче. После войны семья вернулась в Люберцы.
По воспоминаниям Виталия Геннадьевича Новикова, Фаина Ароновна передала (или продала) несколько шкафов чёрного дерева с книгами, собранными М.Смодором, со старинными медицинскими энциклопедиями Фаины Ароновны, которая работала зубным врачом. Для упаковки этого богатства Фаина Ароновна пригласила нескольких студенток из медицинского училища. Сам Виталий Геннадьевич помогал упаковывать напольные часы такого же чёрного дерева. После этой сделки, как вспоминает Виталий Геннадьевич, Фаина Ароновна сказала домработнице, что теперь они богатые, появились деньги.
А квартира М.Смодора так и осталась «уплотнённой». Фаине Ароновне и домработнице была выделена небольшая часть первого этажа. В квартиру вселили семью Балакиных и Шкотовых. После перевода фотографии в новое помещение на ул. Свободы и верхний этаж дома М.Смодора был заселён жильцами. Уже в конце своей жизни Фаина Ароновна поменялась квартирами с семьёй Новиковых. Фаина Ароновна перешла в пристройку, окна которой выходили во двор, а Новиковы заняли несколько большую квартиру Фаины Ароновны с окнами на ул. Подбельского. Фаине Ароновне так было удобнее и тише.
Фаина Ароновна прожила 93 года и была похоронена на городском кладбище Галича в ограде домработницы Надежды Андреевны Климовой, которая умерла раньше Фаины Ароновны. Последние годы за ней ухаживала сестра Надежды Андреевны Александра.
О жизни и творчестве Смодора хорошо рассказал А. Анохин в статье «Фотограф озёрного края», которая была напечатана в журнале «Губернский дом», №2 (39), 2000 г., Кострома.
В настоящее время дом, в котором жил М.М.Смодор полностью разорён и имеет жалкий вид, хотя это исторический памятник и связан с именем Михаила Марковича. В этом доме перебывала вся галичская элита начала XX века.
«Костромская старина» организация общественная. И для того, чтобы выставочный зал эффективно работал, мы просим жителей Галича приносить к нам старые фотографии, старую до 50-х годов мебель, какие-то вещи из обихода галичан, что жили в эти времена.
Нас интересуют фотографии из семейных архивов с видами Галича с 40-х – 70-х годов. Давайте вместе продолжим фотолетопись Галича, которую начал М.М.Смодор.
Н. Сотников