Резное кружево на галичских окнах.

 
  В Галиче сохранилось множество деревянных домов, которые постоянно впечатляют узорами из дерева на их наличниках, подзорах и даже просто на стенах. Это тонкое искусство веками передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом в городе оставит равнодушным и гостей, и горожан. На окнах можно увидеть как простые, но необычайно трогательные узоры, так и целые композиции, когда по оконному «наряду» можно прочитать всю историю семьи, проживающей в доме, увидеть основные занятия его жителей, характерные для города и всего Галичского района.

Начиная рассказ о деревянной резьбе в г.Галиче, хочется немного рассказать об истории этого ремесла, о традициях и верованиях, связанных с элементами деревянного зодчества, а также сказать несколько слов о технике домовой резьбы.

Украшение домов резными орнаментами было распространено ещё во времена славян, задолго до крещения Руси. Тогда любые изделия, которые сейчас мы чаще склонны относить к декоративным, имели, прежде всего, обрядовое значение. Подобно тому, как подолы, вороты и рукава одежды у славян было принято обрамлять яркой тесьмой для оберега от злых духов, дома тоже защищали от нечистой силы с помощью нарядных орнаментов и фигурок. Главное было защитить те части дома, где он соприкасается с внешним миром, так как именно они наиболее уязвимы для проникновения злых сил: свесы крыши, переход от венцов сруба к чердачным доскам, оконные и дверные проёмы. Кроме сакральных функций многие декоративные элементы приносили и практическую пользу: наличник и защищали окна от влаги, резные консоли помогали выдерживать большее количество снега на крыше, причелины и торцевые доски (пилястры) защищали  дом от сырости, ниже карниза находились резные подзоры.  Для того,  чтобы закрыть неровные срезы досок по краю причелин помещались небольшие резные доски – полотенца.

 В связи с языческой религией мотивы, отражавшиеся в домовой резьбе, были довольно однородными и несли свою смысловую нагрузку. Чаще всего, в элементах декора встречались узоры 4-х видов: круглые, звёздчатые,  квадратные или ромбовидные,  волнистые (зигзагообразые).  Реже встречались символические изображения фигурок животных и человеческих тел. Знаки круглой формы, как правило, означали солнце, поэтому их ещё называют «солярными». Они обязательно присутствовали в том или ином виде, нередко повторялись несколько раз, показывая суточный ход небесного светила. Звёздчатые знаки назывались громовыми  - они должны были защищать дом от грозы, то есть от попадания молнии. Ромбовидные и квадратные знаки (квадрат обязательно должен быть развёрнут углом вниз) символизировали поле и землю, урожай. Волнистые или зигзагообразные элементы  - это символы воды как питательной силы, они напоминают облачное небо («хляби небесные»).  Постепенно языческая символика стала утрачивать свой изначальный смысл. Нередко помимо знаков солнца и грома в композицию резных наличников или полотенец стали вписываться восьмиконечные православные кресты, позже в элементах деревянной резьбы стали читаться и более «мирские» символы – в XIX веке нередки были наличники с 2-главым орлом на короне, в XX веке можно было встретить резные серп и молот.   Сегодня можно по-разному истолковать причудливые формы деревянного кружева. Как обереги они уже не рассматриваются, поэтому сейчас интереснее искать отражение окружающего мира в узорах наличников и пилястр.

Можно заметить, что в одной местности нередко повторяются одни и те же мотивы деревянной резьбы, которых можно не встретить в соседних районах. Как правило, узоры для декоративных элементов приходил и из ближайшего города. Нередко наличники и другие резные детали мастер изготавливал в городе, и только потом они появлялись в окрестных сёлах – их привозили с ярмарки. Или же в деревне был свой мастер, который вырезал доски для других жителей: не каждый мог сам заниматься домовой резьбой, кому-то не хватало времени, кому-то – сноровки и усидчивости. Поэтому наличники в каждом городе и его окрестностях могут быть похожи между собой, но никогда не повторяют тех, что встречаются в других городах и весях.

Искусство домовой резьбы развивалось на протяжении многих столетий: от зарубок топором до ажурного кружева, выпиленного маленьким и тонким инструментом. С развитием инструмента менялась и техника резьбы. На сегодняшний день вся домовая резьба условно делится на скульптурную, глухую и прорезную. Исходя из названий, видно, что элементы декора либо выполняются в виде деревянных фигур, или вырезаются на поверхности дерева, или получаются посредством выпиливания и высверливания. В Галиче чаще всего встречаются элементы сквозной резьбы, хотя для Костромской и соседней с ней областей были характерны и богатые традиции техники глухой резьбы. Интересно и то, что помимо резных наличников в городе можно встретить  и оригинально украшенные слуховые оконца, коньки крыш. К особому виду домовой резьбы можно отнести создание «лишних» элементов дома – выносных реек, декоративных балкончиков.

Рассматривая узоры на окнах Галича, можно выделить несколько основных мотивов, на основании которых можно судить о том, что играет в жизни галичан немалую роль:

 

  • Прежде всего, это «рыбные» мотивы.  Город на озере на протяжении многих столетий жил за счёт рыбной ловли, что не могло не отразиться в деревянной резьбе. Её элементы наиболее часто встречаются на очельях (верхних, как правило, самых нарядных досках наличников)  как в виде нарядных рыбок, так и в виде отдельных фрагментов: рыбьей чешуи, скелетиков. Иногда «рыбная» тема проявляется в виде схематического изображения рыболовецких снастей.
  • Другой довольно распространённый мотив – это лес. Он проявляется и в резных фигурках лесной дичи, и в изображениях деревьев, грибов. Отдельного внимания заслуживают изображения птиц: по преданию, в областях верхнего Поволжья, куда относится и Костромская область, птицы защищали жителей дома от «дурного глаза». Поэтому помимо привычных птиц можно увидеть и изображения нехарактерных для южной тайги павлинов, фазанов и даже фантастических, сказочных птиц. То же касается и изображения змей: исторически уж – это оберег дома. Такое поверие также было распространено в Костромской области. Его изображение сохранилось до сих пор, но иногда фигурка змеи выполнялась в виде дракона. Лесные мотивы на наличниках подчёркивают значимость леса в жизни галичан:  это и лесозаготовка, и охота, и сбор ягод и грибов, без которых многим не обойтись до сих пор.

  • Отдельного внимания заслуживают мотивы русской зимы. Конечно, это спорный момент, потому что в изображении снежинок многие исследователи могут увидеть традиционные славянские солярные и громовые знаки. Но иногда просто не остаётся сомнений, что в резьбе наличников просматриваются сосульки, снежинки  и даже морозные узоры на стёклах. Это напоминает о том, что зима в Галиче длится долго, снег начинается в октябре, и в апреле снегопад уже не вызывает удивления.


  • Довольно распространёнными остаются и сказочные мотивы: изображения фантастических животных и дивной красоты цветов. Это не удивительно, потому что сказки прочно входят в жизнь и находят отражения во многих предметах искусства. Без сказки и жить было бы неинтересно.

 
  • Изящные орнаменты, в которых не угадывается знакомых образов, также нередки на галичских окнах. Они говорят о том, что все галичане очень любят мечтать. Все светлые мыли и радостные затейливо переплетаются, составляя неповторимый узор вокруг каждого окна.  Ими никогда не устанешь любоваться.

  • Изредка встречается и столь популярное на русском Севере изображения коня – спутника Солнца и символа света и радости. «Коньки» пропали с тех пор, когда крыши стали крыть не тёсом, а железом или шифером. Но иногда всё же можно увидеть знакомый силуэт.

  • Почти в каждом узоре можно прочитать знакомые славянские символы. Зачастую, резчик просто не задумывается об этом, и прежней смысловой нагрузки они не несут. Но как знать – может, именно они помогают жителям домов с деревянной резьбой переживать все невзгоды?

 

      Рассказывать о необычайных узорах деревянной резьбы г. Галича можно долго. Но всё же лучше однажды просто приехать и увидеть в них что-то своё, о чём никто пока даже не догадывается. А те, кто постоянно живут в городе,  всегда найдут в привычных узорах новые образы, столь близкие и незабываемые.
 
Окна родного города. Нажмите чтобы посмотреть полностью.
                   *нажмите для перехода в галерею 
by Ксения.